ЛЕКЦИЯ 16. ОБЗОР ИДЕЙ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИКИ В ЕВРОПЕ

Смысл человеческого бытия и ценности образования волновали всех ученых уже в наиболее развитых странах Древнего мира - Китае, Индии, Египте, Греции. Там были предприняты серьезные попытки обобщения. Колыбелью европейских систем воспитания стала древ­негреческая философия.

В трудах крупнейших мыслителей Демокрита, Сократа, Платона и Аристотеля сформированы такие важные идеи воспитания как: «При­рода и воспитание подобны», учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда и.т.п. Их идеи доказали, что наиболее жизне­стойкими системами воспитания становятся те, в которых главным является нравственное и трудовое начало.

В период средневековья образование во многом потеряло про­грессивную направленность античных времен и только эпоха Возрож­дения вернула былые идеи. В XVII века педагогика выделилась в самостоятельную науку.

Она оставалась связанной с философией потому, что обе эти на­уки занимаются человеком, изучают его бытие и развитие.

Выделение педагогики из философии и оформление ее в самосто­ятельную систему связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского автора труда «Великая дидактика».

Я.А. Каменский впервые обосновалидею всеобщего обученияи требование обучать детейна родном языке. Он разработал все ос­новные вопросы организации учебной работы, классно-урочную сис­тему. Каменский полагал, что основу педагогической деятельности составляет принцип природосообразности.Согласно этому принци­пу образование и воспитание должны соответствовать природе вооб­ще и природе ребенка, его психологическим особенностям.

Крупным педагогом XVII века был Джон Локк, главную задачу он видел в том, чтобы научить человека управлять собой, своими страстями.Локк считал, что добродетельный, разумный и искус­ный в ведении своих дел человекгораздо предпочтительней, чем великий ученый, не обладающий указанными качествами.

Ж.Ж.. Руссо принадлежал к французским просветителям XVII века. Им была выдвинута теория естественного свободного воспита­ния, которая во многом согласовывалась с принципом Я.А. Каменс­кого о природосообразности. Ж.Ж. Руссо разработал возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду педагогические задачи физического, умственного и нравственного развития. Руссо придавал огромное значение необходимости трудо­вой подготовки,чтобы человек мог зарабатывать себе на жизнь и быть независимым.

Под влиянием идей Руссо оказался швейцарский педагог И.Г. Песталоцци. Он считал главной целью воспитания и образования са­моразвитие природных способностей человека, постоянное его совер­шенствование и формирование нравственного облика. Большое место в обучении и воспитании Пестолоцци отводил труду. Соединению уче­ния и труда, предлагая постепенно усложнять их в соответствии с ин­дивидуальными и возрастными особенностями ребенка.

В конце XVIII века педагогика в Европе и США развивалась дос­таточно активно. Одни ученые видели цель воспитания в гармонии воли с эстетическими идеями. Другие ученые определяли цель образования как подготовку человека - дельца, могущего взять от жизни все, что ему требуется. Те, задачи педагогики рассматривались очень утили­тарно. В XX веке многие педагоги были склонны считать, что осново­полагающими должны быть интересы ребенка, что педагог-практик не воспитывает и обучает, а лишь предоставляет природе ребенка спокой­но и медленно формировать себя, дабы не навязывать вкусы взрос­лых. Однако существовало движение сторонников трудовой школы и гражданского воспитания;

Ассоциативно-рефлекторнаятеория обучения и теория поэтап­ного формирования умственных действий.

Подводя итоги краткого экскурса по идеям педагогики можно сделать вывод о том, что во все времена ценилось нравственное и умственное развитие. Особую роль в формировании личности зани­мает необходимость трудовой подготовки, которая способствует осоз­нанию значения воли в преодолении трудностей, а умение зарабатывать на жизнь дает возможность самоутвердиться и быть независимым.

Появилось четкое осознание зависимости содержания обучения молодого человека от социального окружения. Появилась педагогика высшей школы и понимание обязательности непрерывного пополне­ния знаний, одновременно необходимость формировать умение гра­мотно распоряжаться своими интеллектуальными возможностями, преодолевая умственную усталость, нервные перегрузки.

Вопросы:

1. С какими науками у педагогики остается наиболее тесная связь?

2. Какие цели воспитания и обучения были главными в древней Греции и в эпоху Возрождения?

3. Какова роль Я.А. Каменского в оформлении педагогики как научной дисциплины?

4. Рассказать основные педагогические идеи в Европе в XVII-XVIII вв.

5. Назовите цели и ценности образования в XIX и XX вв.