Организации самостоятельной работы студентов

Раздел № 1. Общие методические рекомендации:

Самостоятельная работа студентов должна быть нацелена на тщательную проработку и усвоение лекционного материала, материала учебных пособий, дополнительной литературы, законодательства, официальных актов высших судебных органов, судебной практики в соответствии с предлагаемым в настоящем учебно-методическом комплексе тематическим планом.

Работа по изучению дисциплины должна носить системный характер. С этой целью изучение каждой темы целесообразно начинать с ознакомления с программой, далее студенту рекомендуется тщательно проработать материалы лекций и учебников, уделив особое внимание дискуссионным вопросам. Студент обязательно должен изучить все нормативные акты и акты высших судебных органов, указанные в разделе «Литература» настоящего учебно-методического комплекса. Кроме того, в процессе подготовки к семинарским занятиям студентам рекомендуется сделать подборку примеров из судебной практики по конкретным темам. С этой целью могут быть использованы материалы опубликованной судебной практики в юридических журналах «Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации», «Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации», «Бюллетень Европейского Суда по правам человека» и др., справочные правовые системы - «Гарант», «Консультант плюс», «Кодекс» и др. Для подготовки докладов, курсовых, дипломных работ студентам предлагается список дополнительной литературы по каждой теме.

Необходимо ежедневно просматривать такие сайты как www.garant.ru, www.consultant.ru, сайт Российской газеты www.rg.ru на которых каждый день появляется информация по поводу принятия новых законов, внесения изменений в российское законодательство, а также вынесение решений судебными органами Российской Федерации. Для удобства на сайте www.garant.ru можно подписаться на рассылку принимаемых впервые или изменяющихся законов. Таким образом, студент будет всегда в курсе последних изменений в законодательстве Российской Федерации. Если у студента нет доступа к Интернету, в библиотеке Российской академии правосудия ежедневно можно знакомиться с последними газетными и журнальными изданиями.

Также для лучшего понимания учебного курса и просто для всестороннего развития, студенту необходимо выделить время для просмотра научных статей в области гражданского процессуального права. В библиотеке Российской академии правосудия можно найти такие журналы как: Арбитражный и гражданский процесс, Законодательство, Журнал российского права, Российская юстиция, Вестник Высшего Арбитражного и Верховного Судов Российской Федерации и т.д. Эти статьи можно использовать для подготовки докладов на семинарские занятия. Знакомство с научными статьями поможет студенту определиться с темой курсовой или дипломной работы.

В процессе изучения дисциплины студентам может быть предложено подготовить доклады, с которыми они должны выступить перед аудиторией на соответствующем семинарском занятии. Целью подготовки доклада является привлечение внимания студентов к наиболее сложным и спорным вопросам спецкурса, которые имеют не только теоретическое, но и практическое значение, формирование и развитие у студентов навыков самостоятельного изучения научной литературы, умения делать собственные аргументированные выводы и иллюстрировать их правильно подобранными примерами из судебной практики по гражданским делам, выступать перед аудиторией и вести дискуссию.

Темы для докладов выбираются студентами непосредственно перед соответствующим семинарским занятием и обязательно согласовываются с преподавателем. В докладе должны найти отражение актуальность выбранной темы, цель проведения исследования, положения, раскрывающие основные проблемы, примеры из судебной практики, сделанные на основе проведенного исследования выводы.

Доклад составляется в письменной форме, в конце даётся список использованной литературы. Все приводимые в тексте цитаты, примеры, статистические данные даются со ссылкой на их источники. Ссылки на источники, также как и список использованной литературы, оформляются в строгом соответствии с требованиями библиографического стандарта. На соответствующем семинарском занятии доклад оглашается перед студентами группы, продолжительность доклада не должна превышать 10 минут. После этого докладчику могут быть заданы вопросы студентами и преподавателем. Текст доклада в конце семинарского занятия передается преподавателю. Доклад может быть оценен определенным количеством баллов для студентов, участвующих в рейтинговой системе оценки успеваемости. Кроме того, подготовка и выступление с докладом учитываются при сдаче экзамена по спецкурсу. При подготовке докладов и курсовых работ требуется обязательное использование только литературы учебно-методического комплекса.

Подготовка доклада может быть оценена неудовлетворительно в случаях, если:

- тема доклада не соответствует теме, предусмотренной в учебно-методическом комплексе;

- доклад подготовлен без привлечения источников и наученной литературы предусмотренной учебно-методическим комплексом;

- содержание темы не раскрыто в полном объеме;

- доклад подготовлен не самостоятельно;

- доклад не содержит собственных выводов студента;

- в процессе выступления с докладом студент не смог ответить на заданные ему вопросы.

Раздел № 2. Методические рекомендации к сдаче экзамена:

При условии выполнения всех требований раздела № 1 и получения удовлетворительной оценки за выполнение контрольного задания (раздел № 2), студент может претендовать на сдачу экзамена.

Сдача экзамена осуществляется путем устного ответа преподавателю на экзаменационный билет, который студент получает в день сдачи экзамена. Экзаменационный билет содержит два вопроса из числа вопросов для подготовки к экзамену. Сдача экзамена может быть оценена неудовлетворительно в случаях, если:

- ответ студента не соответствует поставленным в экзаменационном билете вопросам;

- ответ студента осуществляется без привлечения источников и наученной литературы предусмотренной учебно-методическим комплексом;

- ответ студента не раскрывает содержание вопросов экзаменационного билета в полном объеме;

- ответ подготовлен не самостоятельно (использование на экзамене технических средств, шпаргалок и т.п.);

- ответ не содержит собственных выводов студента на поставленные в экзаменационном билете вопросы;

- в процессе ответа студент не смог ответить на заданные ему преподавателем вопросы.