Действительности. Искусство и философия

Человек и красота. Эстетическое освоение

 

Эстетическое сознание – это тот духовный фундамент, который обеспечивает гармоническое единство и внутреннюю взаимосвязанность различ­ных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. Гуманизация общественной жизни, возврат эстетического начала в общественное сознание, в политическое и социальное мышление стали сейчас одним из самых настойчивых требований культуры. Искусство и эстетика – это не одно и то же. Человек оценивает с эстетических позиций любое свое проявление, все, что только вовлекается в сферу его опыта. Искусство же – это профессиональная сфера деятельности, в которой эстетическое сознание из его сопутствующего элемента превращается в основную цель. То есть, искусство – это высшая форма эстетического сознания.

С позиций диалектико-материалистической философии нельзя отры­вать эстетическую красоту от самого предмета, абсолютизировать ее настолько, что эстетическое предстает как порождение сознания, вне всякой связи с предметом. Это одна точка зрения.

С другой стороны, эстетические качества настолько "человечны" в своем проявлении, что их нель­зя рассматривать как "первопринципы", существующие независимо от человека, ведь чтобы быть "эстетически выразительным", нужно не только быть таковым, но и быть воспринимаемым таковым, поэтому существование людей, общества, того, кто воспринимает мир – необходимое условие превращения эстетической ценности из "возможного в действительное". Гегель подчеркивал, что природа сама по себе не существует в категориях красоты. И все-таки эстетические категории являются объективными в том отношении, что они отражают объективную природу самого человека и общность складывающихся многообразных взаимоотношений его с миром. В этом смысле эстетические категории также общезначимы, как и категории познания.

Эстетическое (от "эстетис" – чувственный, термин, введенный Баумгартеном в середине XVIII в.) есть непосредственно данная чувственная выразительность внутренней жизни предмета, его гармонии, запечатлевающая в себе процесс опредмечивания человеческой сущности и "очеловечивания" природного мира, который воспринимается и переживается человеком как самостоятельная жиз­ненная ценность. Эстетическое сознание всеобще, в отличие от художественного. Эстетическое переживание произведения искусства, так же как и его создание, требует всего человека, так как оно включает в себя и высшие познавательные ценности, и этическое напряжение, и эмоциональное восприятие. Эстетическое сознание обеспечивает не только духовное здоровье общества, но также и многовековую преемственность культуры, ее нарастающую универсальность в качестве духовного "лекарства" человека. Красота все-таки спасает нас, оставляет нас людьми, а значит, – будем надеяться и способствовать этому, – она спасет мир. Анализом эстетического (и художественного) отношения человека к миру занимается специальная философская дисциплина – эстетика.