Эмпиризм, сенсуализм и рационализм

Уровни и формы познавательного процесса.

 

Познание – сложный процесс, результатом которого может быть как истинное (адекватное) или неадекватное знание о мире (заблуждение).

Ближе всего к человеку находится предметный мир объектов, которые принимаются субъектом, прежде всего, через органы чувств. Поэтому первым уровнем познавательного процесса является чувственное познание. Чувственное по знание дает человеку представление об окружающей действительности. Первоначальные пути этой деятельности: созерцание и наблюдение. Человек на этом уровне вчувствувается и вдумывается. Первая форма чувственного познания – ощущения. Под ощущениями гносеология понимает способность человека почувствовать предмет (увидеть, услышать, обонять, осязать) и определить отдельные качества и свойства объекта.

Самый большой объем чувственной информации дают зрение и осязание. Причем осязанием обладает вся поверхность человеческого тела.

Человеческая специфика такова, что уже на уровне ощущений, человек начинает применять некоторые обобщения, и эта особенность позволяет ему в дальнейшем воспринимать объект более объемно и целостно. Но более полное восприятие предмета происходит на уровне следующих форм чувственного познания: восприятий и представлений.

На уровне восприятий происходит формирование относительно целостного образа объекта, отдельные качества и свойства объединяются в единый образ предмета.

Представление – высшая форма чувственного познания. На уровне представлений с помощью памяти и воображения воссоздается образ предмета даже без непосредственного контакта с ним. На уровне представления наиболее полно подключается рациональное восприятие субъекта (моменты абстрагирования, моделирования, анализа, обобщения).

Таким образом, представление является переходной формой к рациональному уровню познания. Человек уже не только может представлять и понимать предмет в его конкретно-чувственной форме, но и включать его в систему знания, в систему общих понятий.

Второй уровень – рациональный (ум, абстрагирование, обобщение). Это естественное продолжение чувственного уровня познания. Существовали философские концепции (сенсуализм и эмпиризм), которые считали, что чувственного познания вполне достаточно для достижения истины. Представители этих концепций полагали, что разум и мышление участвуют только в упорядочивании чувств и опыта. Они считали, что ничего нет в разуме, чего не было бы в чувстве, а значит, чувственное познание ведет к истине и его вполне достаточно. Как известно, такую позицию в философии выдвигали сенсуалисты и эмпиристы (Демокрит, Эпикур, Ф. Бэкон, Дж. Локк, французские материалисты XVIII в., Юм, Фейербах и др.).

Другое направление – рационализм (от "рацио" – разум) абсолютизировало рационально-теоретическое познание и роль разума в процессе познания. В истории философии приверженцы рационализма (особенно эти направления имели место в философии Нового времени: представителями рационализма были Декарт, Спиноза, Лейбниц, Кант, Гегель и др.) считали, что истина доступна только на рациональном уровне, хотя в принципе и не отвергали чувственного познания. Рационалисты считали, что без врожденных идей, которыми наделен человек, или доопытных, априорных форм рассудка вообще познавательный процесс невозможен. Сам первоначальный акт познания начинается не с помощью чувств, а и с помощью разума, поэтому разрабатывали дедуктивные методы познания (от общего к частному, от теории к конкретному объекту). Положительным моментом их концепций является то, что они впервые настоящим образом обратили внимание на активную созидательную роль мышления, субъекта в процессе познания. Мысль у рационалистов являлась явным доказательством бытия: "Я мыслю, следовательно, существую", – говорил Декарт. Но главная ошибка рационалистов заключалась в том, что они чувственному познанию не доверяли, считали его слишком субъективным, не дающим общего знания, которое возможно, полагали они, лишь на рациональном уровне. Рациональное познание начинается с обобщения информации в понятии. Понятие – это первая форма рационального мышления. Понятие – это обобщенная сущность объекта, выраженная специальным термином. Понятие – это уровень абстрагирования, форма мыслительной деятельности, при котором наибольшую роль играют анализ и синтез (обобщение). Понятие включает такое содержание об объекте, в котором выделены главные сущностные его характеристики, второстепенные, несущностные признаки при этом отбрасываются. Понятие – это уже достаточно высокий уровень знаний об объекте. В философии наиболее общие понятия, высокой степени абстракции и обобщения, поэтому они называются – категориями. Понятия, как правило, взаимосвязаны между собой и в своем содержании в той или иной науке или концепции, теории дополняют друг друга, образуя тем самым систему знания в данной области. Кроме понятий различают следующие формы рационального познания:

Суждения – это такая форма рациональности, которая объединяет ряд понятий по правилам формальной логики в законченную мысль. В логике выделяется два типа суждений: аналитические и синтетические.

Аналитические суждения представляют собой знание, заключенное в самих понятиях данного суждения. Синтетические суждения привлекают еще и дополнительный материал извне.

Умозаключения – это уже система суждений, в котором новое знание выводится из предварительных суждений. Умозаключение – это приближение к теории, определенный фрагмент теории. Следовательно, теория – уже система, состоящая из нескольких умозаключений. Существенный признак теории – центральная идея, дополненная обоснованиями. Простота теории, ясность ее посылок и подтверждающих аргументов являются характеристиками теории. Теория может выступать в виде гипотез и в виде доказательных концепций. Гипотеза отличается собственно от теории-концепции тем, что она – предположительное знание, которое со временем может утвердиться как теория или будет отброшено как заблуждение. Теория в концептуальном плане покоится на доказательных аргументах, подтверждена логически и в практике использования. Наука, научные знания, в отличие от обыденных, как правило, концептуальны и существуют как система теорий и гипотез. Научное знание парадигмально. Парадигма – это устоявшаяся модель, определенная мировоззренческая установка, от которой отталкиваются в решении исследовательских задач. Это научные и философские постулаты, по образцу которых формируется та или иная картина мира. Парадигмы меняются нечасто, в моменты крупных исторических изменений научных или мировоззренческих установок, на переломе эпох или крупных общественных изменений.