Диалектика и метафизика как противоположные методы понимания действительности. Синергетика

Основные законы диалектики, их характеристика.

 

Диалектика как метод не исчерпывается требованиями диалектической логики. Диалектический метод требует диалектического отражения самой диалектики бытия. Диалектические законы, сформулированные в гегелевской и марксистской философии, выражают разные моменты диалектических принципов развития и всеобщей взаимосвязи.

1. Очень важен вопрос об источнике развития. Источник развития раскрывает закон единства и борьбы противоположностей. Этот закон подчеркивает, что им является внутреннее состояние объекта: борьба между теми противоположностями, составляющими объект, которая ведет, в конце концов, к усилению одной противоположности над другой. Весь этот процесс называется становлением и развитием противоречия. Разрешение противоречия – это и есть становление нового качества и уже с другими противоположностями.

В философской литературе по диалектике существует деление на антагонистические и неантагонистические противоречия. Неантагонистические – это такие противоречия, которое разрешаются достаточно спокойно, мирно и щадяще для объекта. Антагонистические противоречия разрешаются резко, трудно, с большими потерями, часто практически даже путем гибели объекта, потому что стороны такого противоречия не примиримы. Антагонистические противоречия обычно сопровождают развитие человека и общества.

2. Закон количественных и качественных изменений раскрывает сам механизм развития. Он ставит вопрос: каким образом происходит возникновение нового качества? И отвечает на этот вопрос исходя из рассмотрения взаимодействия трех основных понятий данного закона: количества, качества, меры.

Закон говорит о том, что количественные изменения, которые идут постоянно, на определенном этапе своего накопления качественно изменяют объект, и тогда вместо прежнего объекта возникает новый объект. Границы, в которых количественные изменения еще не ведут к новому качеству, являются мерой данного объекта. Следовательно, новое качество – это результат перехода меры данного объекта – под воздействием количественных изменений – в другую меру. Как уже было сказано, этот переход может быть как быстрым, скачкообразным (революционным), а может быть медленным, постепенным (эволюционным). Новый качественный объект приобретает и свои новые количественное характеристики. Далее идет новый виток такого же процесса.

3. Процесс развития характеризуется также направленностью. По Гегелю и Марксу, направленность процесса развития раскрывает закон отрицание отрицания. Главные понятия данного закона – "диалектическое отрицание" и "снятие".

Диалектическое отрицание говорит о том, что развитие являет собой преемственный характер, где каждая последующая ступень частично включает в себя предыдущую, являясь более сложной и прогрессивной, но в то же время не повторяет ее, а лишь вбирает некоторые черты и качества.

Отсюда, закон демонстрирует не кругообразный, не циклический характер развития, а спиралевидный, где последующая ступень не смыкается с предыдущей, хотя в чем-то и повторяет ее, а является качественно другой, новой. Диалектическое снятие – это синтез окончательного отрицания старого и утверждение нового, – второе отрицание, в результате чего происходит утрата старого качества и окончательное становление нового качества, новой определенности.

Диалектика кроме системы законов и категорий, перечисленных выше, выдвигает принципы причинности, системности, структурности, функциональности, всеобщей взаимосвязи и т.д. как философские методы и способы подхода к действительности и ее познания. Методологическое значение этих методов определяется тем, что действительность тогда предстает во всей ее сложности и неоднозначности, в богатстве оттенков и взаимодействий, в многослойности и бесконечной множественности, и одновременно – в системности и взаимосвязи.

Например, диалектика сущности и явления характеризует следующее понимание их взаимосвязи:

а). Каждый объект представляет собой единство явления и сущности, т.е. внешнего и внутреннего содержания. Сущность раскрывается только через явление: сущность является, а явление – существенно. Причем, в одном явлении вся сущность еще не раскрывается, но и явления без признаков сущности не бывает. Зная это и применяя данное знание, обязательно за внешним увидишь внутреннее, полнее и правдивее получишь представление о нем.

б). Диалектическая связь между общим и единичным (или отдельным) объясняет нам следующее: общее проявляется не иначе как через отдельное. Каждое отдельное отражает общее, его частицу в большей или меньшей степени. Но не все общее включает в себя отдельное, а каждое отдельное не охватывает целиком общее и т.д.

Общие понятия и философские категории заключает в себя наиболее существенное, повторяющееся содержание, которое как бы охватывает группы идентичных объектов. По сути дела, общие понятия – это законы, а закон характеризуется объективностью, существенностью, повторяемостью, отражает внутреннее содержание объекта или связи. Формулируя законы и закономерности, мы организуем познавательный процесс, упорядочиваем его, приводим в систему наши представления, получаем целостное понимание мира.

Противоположным диалектическому методу выступает метафизический подход, который является антидиалектическим (не путать метафизику как синоним философии с метафизикой как методом). Обобщенно, главная суть метафизического подхода – это упрощение действительности и методов ее познания, исследование сложных объектов упрощенными методами, применяемыми к более простым объектам (так называемый редукционизм). При этом метафизика не учитывает системности, другой структурности, сложности и своеобразия функционирования объекта, проявления его только через связь с другими объектами. (Пример: наука и вслед за ней философия XVII-XVIII вв. все многообразие мира сводила к механическим закономерностям: "Человек – машина" Ламетри, "Левиафан" Гоббса, где человек и общество уподоблялись некоему механизму, по крайней мере, в биологическом плане. Или рассмотрение человеческой морали по аналогии с поведенческими формами у животных – в этологии К. Лоренца).

Существенные различия между этими двумя методами можно классифицировать по некоторым основаниям:

Ø Вопрос: существуют ли тесные взаимодействия и всепроникающие связи между явлениями и предметами? Диалектика – да. Метафизика – нет, (связи чисто механические).

Ø Вопрос: в чем заключается источник развития? Диалектика – во внутренней противоречивости объекта. Метафизика – источник развития чисто внешние причины, первотолчок.

Ø Вопрос: что происходит в результате развития или изменения? Диалектика – становление нового качества, нового объекта с новыми противоположностями. Метафизика – происходят частичные изменения, преимущественно количественные.

Ø Вопрос: имеется ли направленность в развитии и какая это направленность? Диалектика – направленность от простого к сложному, развитие "по спирали". Метафизика – направленность циклическая, замкнутая, кругообразная.

Конечно, нельзя забывать, что это разделение – тоже определенная схема. В познании – научном, философском, обыденном, как правило, присутствует и то и другое, без упрощения невозможно обойтись. Чтобы рассмотреть объект, его нужно все-таки выделить, отделить от других объектов, обособить. Но, если этим дело и ограничивается, тогда мы подходим к предмету метафизически, а диалектика требует идти дальше. Она рассматривает прием обособленности объекта всего лишь первой ступенью к познанию. Диалектика старается смотреть шире, дальше, глубже. Она не признает догматизм, эклектику, схематичность, считая их тормозом на пути освоения человеком действительности.

Идеологическая самодискредитация марксизма отразилась и на судьбе диалектики. Она вместе с марксистской идеологией, по сути дела, также изъята сейчас из большинства философской литературы. Представляется, что не совсем заслуженно. От того, что марксизм уделил диалектике много внимания и использовал ее в своих идеолого-политических целях, она не исчезла ни в реальности, ни в мышлении и не утратила своего основного значения. Не следует только зацикливаться на ее догматических моментах, которые привнесли в нее гегелевская и марксистская философия.

В ХХ в. в противоположность гегелевской и марксистской диалектике развивалась так называемая "негативная диалектика" (Т. Адорно, Ж.-П. Сартр и др.). Главным положением "негативной диалектики" была абсолютизация критичности как познавательного и методологического приема: суть – отбрасывать все старое, накопившееся и мешающее идти вперед. Поэтому диалектическое отрицание в "негативной диалектике" – это не гегелевское "снятие", а твердый процесс утраты, раз и навсегда, старого, его полного отбрасывания и уничтожения.

В ХХ в. были разработаны и другие, альтернативные, но в чем-то схожие с диалектикой, такие же глобальные методы подхода к действительности, например, синергетика. Синергетика возникает как метод на границах философского и естественно-научного знания – физики, теории открытых нелинейных систем, новых подходов к теории случайности. Основателями и разработчиками метода считают И. Пригожина (бельгийского ученого русского происхождения – "Философия нестабильности" и др.); И. Стенгерса: "Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой."; Г. Хакена "Синергетика. Иерархии неустойчивости в самоорганизующихся системах и устройствах". Синергетику они разрабатывали как новое мировидение, основанное на современной теории самоорганизации систем, нелинейности (многовариантности, многопричинности) всех процессов, становлении "порядка через хаос", чрезвычайной роли случайности в этом становлении. Главными посылками синергетического подхода они считают следующие:

а) недостижимость жесткой обусловленности и программирования тенденций развития (эволюции) сложноорганизованных систем;

б) созидательный потенциал хаоса (случайности) самодостаточен для возникновения новых организационных форм;

в) любая сложная система имеет несколько направлений развития (альтернатива сценариев), осуществляющаяся в точках бифуркации (ветвления);

г) целое и сумма его частей – не равнозначны, они качественно различные структуры;

д) неустойчивость системы является условием и предпосылкой последующего стабильного и динамичного развития – только такие системы более способны к самоорганизации, и ряд других положений.

Один из синергетиков, К. Майнцер, писал: "Наш подход предполагает, что физическая, социальная и ментальная реальность является нелинейной и сложной. Этот существенный результат …влечет за собой серьезные следствия для нашего поведения…Наши врачи и психологи должны научиться рассматривать людей как сложных нелинейных существ…Мы должны помнить, что в политике и истории монокаузальность (единопричинность) может вести к догматизму, отсутствию толерантности и фанатизму…" (Майнцер К. Размышление в Сложности. Сложная динамика материи, разума и человечества. М., 1994).