Матрица БКГ (BCG) Бостонская Консалтинговая Группа
Понятие, цели, этапы.
Обоснованные стратегические решения базируется на анализе стратегических позициях предприятия. Основным инструментом разработки производственного портфеля предприятия является матрица стратегическогоанализа.
Корпоративный портфель – совокупность СБЕ, принадлежащих одному владельцу.
Портфельный анализ – инструмент, с помощью которого руководство оценивает хозяйственную деятельность с целью определения наиболее прибыльных и перспективных направлений развития (инвестирования) или сокращения инвестиций в неперспективные проекты.
Цель ПА – определение конкурентных позиций СБЕ, определение направления развития каждой СБЕ, распределение стратегических ресурсов между СБЕ, определение приоритета развития портфеля.
С помощью ПА могут быть сбалансированные такие важнейшие факторы бизнеса, как риск, поступления финансов, обновление и отмирание бизнеса.
Этапы:
1. Выделение СБЕ.
2. Определение параметров матриц анализов портфеля продукции – проводится для ясности в отношении сбора необходимой информации, а так же для выбора перемены, по которым будет проводиться анализ портфеля.
3. Сбор и анализ данных.
Существует 4 наиболее важных направлений анализа:
- привлекательность отрасли;
- конкурентная позиция предприятия;
- возможности и угрозы для предприятия;
- ресурсы, квалификация кадров, рассматриваемые с позиции наличия потенциала у предприятия для проведения конкурентной борьбы.
4. Построение и анализ матриц портфеля продукции с целью получения информации о текущем состоянии предприятия и прогнозирования будущего состояния портфеля продукции предприятия.
5. Разработка динамики изменения матриц – проводится с целью определения того, приведет ли переход портфеля продукции в новое состояние к достижению предприятием поставленных перед ним целей. Для этого необходимо определить:
а) включает ли в себя портфель достаточное количество привлекательных бизнес – проектов;
б) дает ли портфель продукции достаточное поступление как прибыли, так и ОБС;
в) сильно ли уязвим портфель в случае проявления негативных тенденций.
Основной недостаток ПА – исполнение данных о текущем состоянии бизнеса, который не всегда можно экстраполировать в будущее.
Для ПА используются матричные модели.
Она основана на следующих предпосылках:
1) модель ЖЦ товара (выход на рынок (товар - «проблема»), рост (товар – «звезда»), зрелость (товар «дойная корова»), спад (товар – «собака»)).
2) эффект опытной кривой – т.е. с увеличением доли рынка уменьшаются затраты производства и растет прибыль.
3) денежные потоки и прибыль предприятия меняются, т.е. на стадии выхода на рынок отрицательная прибыль, которая затем меняется на рост и постепенно снижается.
+ Создание ОБС –
+ +
Звезды Проблемы
Неудача «?» Потребность
Новатор траектория в ОБС
последоват.
Темпы роста Дойные Собаки
рынка, % коровы
–
–
+ Относительная доля рынка –
Алгоритм построения матрицы БКГ:
1. На основе стратегического анализа определяется диапазон измерения размера рынка сбыта предприятия. Диапазон роста откладывается на вертикальные линии матрицы, устанавливается минимальные и максимальные значения, а так же средние между ними.
2. На горизонтальной линии откладывается диапазон изменения относительной доли рынка (ОДР) в направлении от минимального к максимальному.
ОДР =
ОДР ≥ 1 – лидер.
Разделяющая вертикальная линия проходит через ОДР = 1(0,7 – 0,8).
3.Каждая СБЕ размещается на поле матрицы в соответствии с значениями ОДР и темпом роста рынка.
4.Позиция каждой СБЕ матрицы показывается в виде круга, диаметр которого соответствует удельному весу продаж данной СБЕ в общем объеме продаж предприятия.
Выводы на основе матрицы БКГ:
«Проблемы» - СБЕ, которые могут оказаться перспективными, но нуждаются в финансовой поддержке центром. На основе сильных и слабых сторон предприятия определяется возможность получения конкурентных преимуществ, если таковой нет – то нужно СБЕ исключить из портфеля.
Стратегии: интенсификация усилий, т.е. вложение средств в СБЕ; стратегия элиминации или ухода с рынка, если расходы превышают от дачу от вложений и значительно увеличивают финансовый риск.
«Звезды» - рыночные лидеры на пике своего продуктового цикла (роста), они приносят прибыль, но требуют еще больших капитальных вложений, т.е. чистый денежных поток низкий.
Стратегия – поддержание конкурентных преимуществ.
«Дойная корова» - СБЕ, товары которые достигли зрелости и приносят большие прибыли при низких вложениях. Это основной источник инвестиций.
Стратегия – поддержание рыночных позиций существующего товара; стратегия сбора урожая для слабых «дойных коров», т.е. получение краткосрочной прибыли в максимально возможных размерах даже за счет сокращения доли рынка.
«Собаки» - продукты на стадии спада, которые не имеют конкурентных преимуществ. Если они оказываются в зоне убытков, то их необходимо исключить из портфеля.
Стратегии: стратегия сбора урожая, стратегия развития, если есть перспектива роста рынка, стратегия элиминации или исключение из портфеля.
Желательная последовательность развития продуктов:
Проблема → Звезда→ Дойная корова→ Собака (если это неизбежно).
Считается, что сбалансированный портфель имеет 2-3 коровы, 1-2 звезды, несколько проблем в виде запаса на будущее и небольшое количество собак.
Траектория динамического портфеля:
1. Траектория новатора – инвестиции в НИОКР средств, получаемых о продаж товаров «дойных коров» и как результат выход на рынок с принципиально новым товаром, который занимает позицию «звезды».
2. Траектория последователя – средства от продаж «дойных коров» инвестируются в проблему, на рынке которой доминирует лидер. Выбирает стратегию интенсивного роста и проблема превращается в «звезду».
3. Траектория неудача – вследствие недостатка инвестирования «звезда» утрачивает лидирующее положение на рынке и превращается в «проблему».
4. Траектория посредственность – «проблеме» не удается увеличить долю рынка и она превращается в «собаку».
Достоинства БКГ:
- позволяет оценить степень сбалансированности портфеля компании;
- определяет потребности в инвестициях и прибыльность каждого вида деятельности;
- указывает перераспределение финансовых ресурсов предприятия между СБЕ с целью оптимизации портфеля.
Недостатки БКГ:
- оценка СБЕ только по 2-м факторам;
- применима лишь в очень крупных предприятиях, работающих на большие рынки;
- недооцениваются возможности возрождения на новой технологической основе многих видов производства, находящихся в состоянии упадка;
- не учитывает затраты на выход из определенного рынка.
3. Матрица «Дженерал Электрик»/ «Мак Кинси»
В центре внимания модели Мак Кинси – будущая прибыль или будущая рентабельность инвестиционных средств, т.е. акцент делается на определение стратегий инвестиций и развития для каждого вида деятельности.
Для каждой СБЕ рассчитываются комплексные показатели привлекательности рынка и конкурентоспособности предприятия на нем, в результате чего СБЕ предприятия вписывается в один и девяти квадрантов. СБЕ изображается в матрице в виде круга, диаметр которого пропорционален размеру рынка, а заштрихованный сегмент показывает рыночную долю предприятия.
Модель Мак Кинси
Победитель (успех) (1) | Победитель (успех) (2) | «?» (6) |
Успех (3) | Средний бизнес (5) | Проигравший (неуспех) (8) |
Доходный бизнес (генератор доходов) (4) | Проигравший (неуспех) (7) | Проигравший (неуспех) (9) |
Высокая Средняя Низкая
Конкурентоспособность предприятия