Бенчмаркинг

Бенчмаркинг – постоянный процесс сравнения продуктов, производственных процессов, методов, форм и систем управления, других характеристик организации в целом и ее отдельных подсистем с аналогичными элементами других организаций. В процессе бенчмаркинга осуществляется поиск предприятий, которые показали наивысшую эффективность, обучение их методам работы и реализация передовых методов в собственных условиях.

Различают:

1) внутренний бенчмаркинг – направлен на сравнение продукции разного типа одного и того же предприятия или отдельных элементов производственно – управленческой системы (цеха, отделы) по общим критериям эффективности.

2)конкурентный – в сравнении продукции, услуг и процессов работы предприятия одной отрасли (одной стратегической группы).

3) функциональный – ориентирован на сравнение процессов, функций, технологий, способов организации и управления успешных, передовых предприятий в других отраслях с аналогичными параметрами объекта анализа.

 

Этапы проведения бенчмаркинга:

1. Определение типа бенчмаркинга и объектов анализа

 
 

 


2. Подготовительная работа

(определение параметров и методов использования)

 

3. Проведение анализа

 

нет нет

       
   

 


да

 

4. Разработка стратегии и тактики развития сильных сторон либо избавление от слабых

 

5. Реализация предложений по повышению конкурентной способности как отдельного вида продукции, так и всего предприятия в целом.

 

Цель бенчмаркинга – повысить конкурентоспособность.

Тема: Комплексный стратегический анализ внешней и внутренней среды предприятия

1. SWOT – анализ

2. SPACE – анализ 1. SWOT – анализ

SWOTанализ направлен на определение (в общих чертах) корпоративной стратегии компании с учетом влияния внешней и внутренней среды одновременно.

Для установления связей между возможностями и угрозами, сильными и слабыми сторонами предприятия строится SWOT – матрица.

 

SWOT – матрица

  Возможности   Угрозы  
Сильные стороны   Поле СИВ Поле СИУ
Слабые стороны   Поле СЛВ Поле СЛУ

На каждый из полей необходимо рассмотреть все возможные комбинации и предложить следующие стратегические решения:

1. Поле СИВ – разрабатывается стратегия по использованию сильных сторон предприятия для того, что бы получить отдачу от возможности внешней среды (диверсификация продуктов, стратегия увеличения доли рынка, выход на рынок товаров - новинок).

2. Поле СИУ – стратегия использование сильных сторон для устранения угроз (оборонительная позиция, выборочные контратаки – завоевание отдельных рыночных ниш).

3. Поле СЛВ – стратегия строится таким образом, что бы за счет появившихся возможностей преодолеть слабые стороны предприятия (усиление конкурентных позиций в тех областях, где это возможно, с одновременной ликвидации слабых СБЕ, концентрация влияния на снижение затрат и повышении конкурентоспособности продукции).

4. Поле СЛУ – стратегия избавления как от слабых сторон, так и от внешних угроз (уход с рынка, перепрофилирование, реинвестирование средств в другие отрасли, в отдельных случаях возможно остаться на рынке путем объединения с другим предприятием).

Достоинства SWOT – анализа:

- систематизация знаний внешних и внутренних факторов;

- изучение конкурентных преимуществ и формирование стратегических приоритетов;

- периодическая диагностика рынков предприятий.

Недостатки SWOT – анализа:

- субъективность выбора и ранжирование факторов;

- слабая поддержка принятия конкретных управленческих решений;

- плохая адаптация к постоянно меняющейся среде.

SWOT – анализ – формирование общей стратегии адаптации к среде. TOWS – анализ – разработка стратегии формирование среды.

2. SPACE – анализ

SPACE – комплексный метод анализа позиций на рынке и выбора оптимальной стратегии для средних и малых предприятий.

Выделяет четыре группы критериев в рамках данного подхода:

1.Финансовая сила предприятия (ФС)

2. Конкурентоспособность предприятия (КП)

3.Привлекательность отрасли (ПО)

4. Стабильность отрасли (СО)

Определяется и оценивается ключевые критерии в составе каждой группы и строится вектор в рекомендованной стратегии в системе координат SPACE. Начало вектора в точке начало координат, конец – в точке с координатами А(x; y), где

X = ПО - КП

Y= ФС – СО

 

ФС

 

10 А(х; у)

Консервативная Агрессивная

5 стратегия

 

 
 


КП -10 -5 5 10 ПО -5

Защитная Конкурентная

-10 стратегия

 

Положение вектора определяет тип рекомендованной стратегии:

1. Агрессивная стратегия (прямая и обратная интеграция, горизонтальная интеграция, захват рынка, развитие продукта, стратегия развития рынка).

2. Конкурентная (диверсификация, совместные предприятия).

3. Консервативная (захват рынка, развитие продукта, развитие рынка, горизонтальная интеграция, сокращение, ликвидация).

4. Защитная (реорганизация, диверсификация, сокращение, ликвидация).

 

Для получения обоснованных результатов комплексного стратегического анализа необходимо организовать следующие этапы:

1) Подготовительный этап – на котором формируется соответствующая группа специалистов для проведения исследований;

2) Разработка критериев оценки и проведение соответствующих расчетов;

3) Согласование стратегии развития – проводится анализ получения результатов, формирование предложений относительно содержания стратегий и оценка возможности выбора наиболее привлекательной конкурентной стратегии.

Тема: Портфельный анализ (ПА)

1. Понятие, цели, этапы.

2. Матрица БКГ (BCG) Бостонская Консалтинговая Группа

3. Матрица «Дженерал Электрик»/ «Мак Кинзи»

4. Матрица А.Д.Литтла