Конкурентное преимущество
Анализ сильных и слабых сторон предприятия
Сильные стороны- это показатели, которые дают возможность определить и сформировать конкурентные преимущества предприятия.
Слабые стороны – это факторы (показатели) определяющие конкурентные недостатки предприятия.
Этапы анализа слабых и сильных сторон:
1) формируется перечень показателей, определяющих сильные и слабые стороны (по видам ресурсов).
Например для маркетинга:
Слабые стороны – один целевой рынок, низкий уровень или отсутствие сервиса, негативный имидж, отсутствие или низкий бюджет рекламы.
Сильные стороны – наоборот.
2) определяется позиция каждого показателя относительно данного предприятия по 5- ти бальной системе.
3) показателям присваиваются соответствующий ранг в зависимости от важности для целевого рынка в 3 – х бальном диапазоне (3 – очень важно, 2 – важно, 1 – неважно).
4) разрабатывается матрица сильных и слабых сторон предприятия, которая позволяет увязать ранг и оценку показателей.
Ранг (важность) | Стороны предприятия | |
Слабые | Сильные | |
Высокая | ||
Низкая |
Четыре основных стратегических решений:
1.Концентрация усилий развитий, когда слабые стороны предприятия заметно влияет на целевой рынок (слабую сторону сделать сильной).
2.Поддержание усилий в том случае, когда сильная сторона является важной для рынка.
3.Низкие приоритеты не являются важными для предприятия.
4.Снижения инвестиций в данной области.
Главная цель внутреннего анализа – определение конкурентных преимуществ предприятия.
Конкурентные преимущества (КП) – группа факторов, обеспечивающих наилучшие позиции на целевом рынке.
КП должно:
- отличать предприятие от других производителей;
- выражать уникальность предприятия;
- давать возможность для получения прибыли;
Определять и создавать конкурентное преимущество логичней на основе ключевых факторов успеха (КФУ).
Выделяют три сферы конкурентных преимуществ:
1. Организационные (размер, уровень мобильности, опыт, эффект менеджмента, размер ресурсной базы, финансовая независимость)
2. Функциональные конкурентные преимущества, несколько составляющих:
-маркетинг включает в себя (размеры количества целевых рынков, знания потребителей, преимущество в информации, имидж)
- как результат маркетинговых исследований (низкие цены, эффективная стратегия товародвижения, высокий уровень сервиса)
- производство (технология, эффективность и гибкость производства, экология, качество)
- кадры (квалификация и опыт сотрудников)
3. Преимущества, основанные на взаимоотношениях с внешними организациями(поддержка производства, доступ к материальным ресурсам, контроль за каналами сбыта).
Конкурентные преимущества предусматривают, в первую очередь, ориентацию на запросы потребителей. Кроме того, необходимо убедиться в том, что они воспринимаются ими как таковыми.
При определении конкурентных преимуществ необходимо ответить на следующие вопросы:
1) где вы конкурируете? (целевой рынок)
2) Кто вы и какой продукт производите? (основа конкуренции)
3) Как вы конкурируете?( путь конкуренции, )
4) Кто ваши конкуренты?
Предприятие должно иметь не больше 4- 5 КП.
Пути достижения конкурентных преимуществ:
а) концентрация на КФУ
б) использование относительного превосходства (т.е. максимально возможное использование различия в ассортименте продукции или наилучшее распределение активов предприятия по сравнению с конкурентами)
в) агрессивные инициативы (т.е. разрушение КФУ с целью изменения правил игры)
г) инновационный путь.
Средства защиты КП:
- монополия;
- патенты, ноу-хау, секретность информации;
- создание барьеров в хода;
- доступ к источникам сырья.
Сила КП и возможность его сохранения зависит от следующих факторов:
1.Источник КП:
- производство высокого ранга (имидж, квалификационный персонал, долговременные связи с покупателями, технологии и научные исследования) – дальше сохраняются и показывают получать более высокую прибыль.
- преимущество низкого ранга (дешевая рабочая сила, дешевое сырье) – не столь устойчивы и могут быть скопированы конкурентами.