Анализ возможностей и угроз.
Компоненты внешней среды предприятия
Внешняя среда предприятия состоит из:
- макросреды (общая среда);
- микросреды (рабочая сила).
Макросреда не связана напрямую с предприятием, но косвенно оказывает влияние на формирование общей атмосферы бизнеса.
Она включает:
- политические факторы – налоговое обложение, законы в отношении импорта – экспорта, стабильность правительства, законы об окружающей среды, законы об увольнении и найме и т.д. здесь интересует действенность правовой системы (её практическая реализация) и приоритеты развития.
- экономические факторы – налоги прямые и косвенные, инфляция, процентная ставка, безработица, уровень заработной платы, экономический рост, инвестиции (структура, объем, источники). Важны не значения показателей, а какие возможности или угрозы они содержат для ведения бизнеса.
- социокультурные – численность и структура населения, стиль жизни, доходы населения, средний возраст потребителей, настроение в обществе, национальные особенности и приоритеты.
- технологические – они влияют на потребительские предпочтения, рынок рабочей силы и изменяются медленно: новые продукты, новые технологии, автоматизация, НТП.
Микросреда включает технических участников рынка, с которыми предприятие имеет прямые отношения, которые непосредственно воздействуют на него.
Она включает:
- клиенты (или потребители в целом);
- конкуренты;
- поставщики;
- рабочая сила;
- посредники;
- контактные аудитории (СМИ, финансы, торговля, маркетинг, государственные экономические структуры, общество потребителей → они влияют на имидж предприятия).
Целью анализа внешних факторов является мониторинг и анализ тенденций и событий, не подконтрольных предприятию, которые могут влиять на потенциальную эффективность его стратегии.Анализ внешних факторов – идентификация возможностей и угроз предприятия.
Для этого используются разнообразные методы:
- прогнозирование;
- сценарный анализ;
- имитационное моделирование;
- факторный анализ;
- экспертные методы.
Наиболее известные подходы к анализу внешней среды (ВС):
1. STEP(PEST)-анализ – состоит из анализов и факторов макросреды: это эксперт анализ, эксперты определяют состав основных значимых факторов макросреды, кроме количества характеристик даются качественные.
Для обобщения информации используется следующая таблица:
Предусматривает анализ не только текущего состояния, но и тенденции её развития на основе сценарного прогнозирования (на 5-10 лет).
2. Построение матриц возможностей и угроз. Типичные возможности:выход на новые рынки или сегменты;
1) увеличение разнообразия продуктов;
2) добавление сопутствующих продуктов;
3) вертикальная интеграция (объединения с поставщиками, посредниками);
4) ускорение роста рынка;
5) расширение производственной линии.
Типичные угрозы:
1) появление новых конкурентов;
2) неблагоприятная политика производства;
3) замедление роста рынка;
4) рост продаж продукта заменителя;
5) возрастание силы поставщиков и покупателей;
6) изменение потребностей.
Возможности и угрозы оцениваются с точки зрения вертикальности и степени влияния на предприятии.