Иерархия стратегии.

Понятие стратегии.

Существует 2 противоположных взгляда на понимание стратегии:

1 стратегия – план;

2. стратегия – направление

Классические или традиционные трактовки понимания стратегии:

М.Мескон. Стратегия – «Это детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение её цели».

В понятии И.Ансофф. Стратегия – системный подход, обеспечивающий сложный организации, сбалансированность и общее направление роста.

В понятии А.Чандлер. Стратегия – определение основных долгосрочных целей и задач предприятия, принятие курса действий и распределение ресурсов необходимых для выполнения поставленных целей.

В условиях рыночной экономики, для которого характерно постоянное увеличение скорости процессов изменения внешней среды; стратегия – генеральное направление, которое долгосрочное в перспективе и должно привести организацию к целям. Однако продолжением стратегии, несомненно, должны стать вполне конкретные программы действия (стратегические планы).

Стратегия понятий трудно уловимое и несколько абстрактное, аналитический подход и интуиция должны дополнять друг друга.

Взаимоотношение стратегии и политики предприятия, также трактуется по-разному. В западных странах стратегия – это часть внутрифирменной политики и рассматривается как средство увязки различных действий предприятий. В Америке стратегия - это база общефирменного управления, а политика находится в подчиненном положении и служит для достижения стратегических целей.

Основное отличие стратегии от политики – обеспеченность ресурсами. Стратегия обязательна для исполнения, а политика носит рекомендационный характер, кроме того, стратегия в меньшей степени связана с людьми и должна быть определена более конкретно, чем политика.

2. Понятие стратегия бизнес – единицы (СБЕ). Иерархия стратегий.

Стратегическая бизнес – единица (СБЕ, СЕБ, СЗХ) – внутрифирменная организационная единица действующая на один из сегментов целевого рынка, участвующая в выборке стратегии предприятия.

Для ее выделения существуют следующие критерии:

1. СБЕ имеет определенный круг клиентов;

2. Самостоятельно планирует и осуществляет снабженческую, производственную и сбытовую функции.

3. Деятельность СБЕ принадлежащих одному предприятию называется корпоративным портфелем.

Иерархия организаций, построение предприятий определяет, как иерархию целей, так и иерархию стратегии. В соответствии с этим существует три типа стратегии:

1. корпоративная;

2. деловая (конкурентная бизнес – стратегия);

3. функциональная.

Эти уровни стратегии образуют такую иерархическую структуру.

 

Корпоративная или генеральная стратегия. Описывает общее направление роста производства, показывает как управлять различными видами бизнеса для сбалансирования корпоративного портфеля. Она включает:

1. Распределение ресурсами между СБЕ на основе портфельного анализа;

2. решение о диверсификации производства с целью снижения риска и получения эффекта с синергии. Для новой продукции формируется целевая программа, которая финансируется из общего бюджета компании.

Деловая стратегия. Направлена на обеспечение долгосрочных конкурентных преимуществ СБЕ. Она проверяет как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продавать продукцию, как добьется победы в конкурентной борьбе?

Для предприятия с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с деловой.

Функциональная стратегия. Разрабатывается функциональными отделами на основе корпоративной и деловой стратегии.