Социологическое исследование. Методология и методика его проведения

1. Социологическое исследование – определённая процедура, при помощи которой социолог изучает те социальные проблемы общества, которые являются актуальными в определённый период времени. Именно при помощи социологических исследований изучаются социальные проблемы общества, и намечается мероприятие по снижению их актуальности. В социологии выделяют следующие виды социологических исследований:

1) Разведывательное (пилотажное) исследование – самый простой вид из всех видов социологических исследований. Здесь социолог разрабатывает программу исследования и инструментарий исследования (те документы, при помощи которых собирается информация), от которых отклоняться нельзя, если они целиком охватывают изучаемую проблему. В большинстве случаев при разведывательном исследовании социолог может отклониться от программы исследования и инструментария.

2) Описательное исследование – более сложный и более масштабный вид социологических исследований. Здесь социолог не должен отклоняться от программы исследования и инструментария. При данном виде исследований происходит описание всех социальных характеристик исследуемой проблемы.

3) Аналитическое исследование – самый сложный, самый трудоёмкий и самый дорогостоящий вид социологических исследований. Здесь разрабатываются большие по объёму программы исследования и инструментарий (в анкете может быть до 80 вопросов). При данном исследовании выясняются причины возникновения проблемы социально-экономические факторы, влияющие на проблему, и в дальнейшем происходит разработка совокупности мероприятий по решению данной проблемы в обществе.

Помимо этих основных видов социологических исследований в социологии выделяют разовые и повторные исследования. Разовое исследование проводится единожды, при этом проблема либо затрагивается поверхностным образом, либо изучается всесторонне. Повторное исследование проводится неоднократно через равные промежутки времени в отношении одних и тех же респондентов по одним и тем же вопросам инструментария. Цель данного исследования – выявить те изменения, которые происходят в жизни респондентов за исследуемый промежуток времени. Повторные исследования делятся на панельные и кагортные исследования. Панельное исследование, при данном исследовании опрашиваются люди различного возраста. Кагортные исследования, при данных исследованиях опрашиваются люди одного и того же возраста.

 

Программа социологического исследования – основной документ, в котором излагается порядок действий социолога по той проблеме, которая исследуется. Здесь прослеживается определённая методика и методология изучения общественной проблемы. Программа исследования состоит из 2 частей: методологическая (теоретическая) часть и методическая (практическая) часть.

Методологическая часть включает в себя следующие пункты:

1) Актуальность (значимость выбранной темы). Здесь на основании статистического и теоретического материала происходит обоснование актуальности и значимости проблемы исследования для общества в целом, либо для какой-то отдельной группы людей. Здесь подбирается несколько литературных источников, делается их оценка и выводы в отношении актуальности темы. (*объём актуальности темы 5 листов А4, включая статистику)

2) Определение проблемных ситуаций выбранной темы исследования. Проблемная ситуация – противоречие в жизни общества между 2 сторонами, где с одной стороны мы знаем о существовании какой-либо общественной проблемы, а с другой стороны не видим путей решения данной проблемы (в целом). Проблемные ситуации темы выбираются из проблем, изложенных в актуальности темы. (*разработать минимум 2 проблемные ситуации). *Пример проблемной ситуации по проблеме трудоустройства молодых специалистов: с одной стороны учебные заведения РБ ежегодно выпускает большое количество молодых специалистов, что является позитивным моментом для развития общества в целом и для самих людей, получивших образование, но с другой стороны – зачастую молодые специалисты не могут трудоустроиться, так как, во-первых, у них нет опыта и стажа трудовой деятельности, во-вторых, рабочие места занимают люди пенсионного возраста, в-третьих, рынок труда перенасыщен специалистами определённых квалификаций и так далее.

3) Определение цели и задач исследования. Цель – общая совокупность действий социолога по изучению исследуемой проблемы. Задача – конкретная целевая установка, которая затрагивает какой-то определённый аспект исследуемой проблемы. Задачи в исследовании могут носить теоретический и практический характер. Теоретические задачи затрагивают тот теоретический материал, который освящается в актуальности темы, а практические задачи исследования затрагивают респондентов (объект исследования). (*как минимум 5 задач исследования, акцент на практические задачи, ключевыми словами для оформления цели и задач исследования должны являться глаголы «выяснить», «уточнить»)

4) Определение объекта и предмета исследования. Объектом исследования выступает выборочная совокупность респондентов, у которых социолог берёт информацию по исследуемой проблеме. Объект исследования обычно характеризуется по следующим направлениям: половой признак, возраст, социальный статус, уровень образования, место жительства, уровень доходов и тому подобное. Предмет исследования отражает центральный вопрос выбранной темы, либо ту характеристику проблемы исследования, которую необходимо изучить для подтверждения обоснования актуальности темы. (*выделить 1 основной объект исследования, для которого будет разрабатываться анкета и 2-3 предмета исследования, которые берутся из задач исследования).

5) Определение гипотез исследования. Гипотеза – научно-обоснованное предположение, которое состоит из 2 взаимозависимых факторов, где фактор Б определяет фактор А. *Примерная гипотеза: я предполагаю то, что молодые специалисты не могут трудоустроиться, так как у них нет опыта (стажа) трудовой деятельности (*4-5 гипотез).

6) Эмпирическая интерпретация понятия. Это словарь основных терминов исследования (*5-7 понятий темы)

Методическая часть:

1) Выбор метода сбора информации, посредством которого собираются данные (чаще всего таким методом является анализ документов либо анкетирование)

2) Назначение исполнителей, которые непосредственно осуществляют исследование

3) Указание сроков проведения исследования (уточняется дата, время и место проведения исследования)

4) Установления сроков предоставления промежуточных и итогового отчётов по исследованию

5) Осуществления подбора техники и оборудования для исследования

6) Назначение человека, осуществляющего контрольную функцию за исследованием (главный исполнитель)

7) Составление сметы расходов на каждый из этапов исследования

 

Выделяют 4 этапа:

1) Подготовительный этап. Вначале выбирается тема (проблема) исследования, происходит разработка программы социологического исследования и инструментария исследования (анкеты, карты интервью и так далее). Проводим пробное социологическое исследования для корректировки вопросов инструментария. Составление сметы расходов по каждому этапу исследования.

2) Полевой этап (этап полевых работ). Определение даты, время и места проведения. Осуществляется сбор первичной информации у респондентов.

3) Обработка и анализ собранной информации. На данном этапе вся собранная информация распределяется в зависимости от личных характеристик респондентов (пол, возраст и так далее) по каждому из вопросов инструментария и вариантом ответа на данные вопросы. После сортировки ответов респондентов информация вносится в компьютер и обрабатывается при помощи специальных программ (составляются таблицы, графики, диаграммы, делаются выводы)

4) Заключительный этап. Здесь делаются выводы о достижении цели исследования, и составляется итоговый отчёт по социологическому исследованию.