Социология как наука. Область изучения социологии.

Тема 3.4. Соціальне партнерство в системі професійної освіти

Тема 3.3. Громадсько-активна школа: досвід побудови соціального партнерства

Тема 3.2. Напрями розвитку соціального партнерства в сучасній школі

Тема 3.1. Соціальне партнерство як фактор розвитку системи освіти

Мета соціального партнерства у сфері освіти, принципи соціального партнерства в освіті. Основні аспекти процесу становлення та функціонування соціального партнерства у сфері освіти. Інструменти соціального партнерства в освіті. Позитивний досвід становлення соціального партнерства в системі освіти зарубіжних країн. Соціально-економічні умови, що визначають труднощі у розвитку соціального партнерства у сфері освіти. Шляхи створення ефективно-діючої системи соціального партнерства в освіті. Правова основа системи соціального партнерства в освіті. Суб’єкти соціального партнерства в освіті.

Задачі школи як інституту соціалізації. Суб’єкти соціального партнерства на рівні загальноосвітнього закладу. Моделювання соціального партнерства. Сутність державно-громадського управління освітою. Керівні ради як одна з форм організації соціального партнерства в системі загальноосвітнього закладу (з досвіду Великобританії).

Підходи до реалізації соціального партнерства в громадсько-активних школах (ГАШ). Етапи побудови соціального партнерства в ГАШ. Взаємодія ГАШ з державним, комерційним і недержавним секторами. Соціальне партнерство на прикладі громадських шкільних фондів. Фандрайзинг в діяльності громадських шкільних фондів. Етапи процесу фандрайзингу. Інформаційна діяльність ГАШ.

Особливості системи професійної освіти в Україні. Соціальне партнерство з інтеграції різних рівнів педагогічної освіти в рамках системи «КОЛЕДЖ-ВНЗ». Моделі соціального партнерства в системі професійної освіти (ліберальна, модель державного втручання, неокооперативна модель). Соціальне партнерство в сфері професійної освіти у країнах ЄС (Нідерланди, Великобританія, Германія, Франція).

Родоначальником и основоположником социологии является французский учёный Огюст Конт. В переводе с латинского и греческого языков термин «социология» означает «наука об обществе».

Социология – отдельная наука, которая изучает совокупность социальных процессов, происходящих в обществе, а также рассматривает социальные проблемы, социальные взаимодействия между людьми и социальные взаимосвязи, которые существуют в обществе на различных этапах его развития. Объектом изучения социологии на макроуровне выступает общество в целом и все социальные процессы в нём происходящие. А на микроуровне - отдельный индивид и его социальные предпочтения. Предмет изучения социологии – социальные проблемы общества, социальные ожидания людей, социальная мотивация и социальные взаимосвязи.

В области изучения социологии входят следующие элементы:

Социальные институты (организации) – высокоорганизованные структуры, которые функционируют на благо общественной системы, и члены которой наделены определёнными функциями, обязанностями и целями своей деятельности. К социальным институтам относят: институт образования, институт здравоохранения, институт брака и семьи, государство, рыночная система, финансы, налогообложение и тому подобное.

Социальные общности – группы людей, которые характеризуются следующими социальными демографическими и экономическими признаками (пол, возраст, социальный статус, образование, профессия, уровень доходов и тому подобное).

Социальные сферы:

политическая, цель её функционирования завоевание и удержание власти.

Экономическая – складываются взаимоотношения между людьми по поводу производства, распределения, обмена и потребление материальных благ в обществе.

Социально-культурная (духовная) – взаимоотношения складываются в науке, культуре, искусстве, образовании и тому подобное.

Повседневно-бытовая сфера включает в себя трудовую деятельность, обучение, развлечение, спорт, хобби людей и тому подобное.

Все элементы области изучения социологии взаимосвязаны между собой, и друг без друга функционировать не могут. Центральное место отводится индивиду.

 

1. В социологии выделяют 2 уровня социологического знания: теоретический уровень и эмпирический. Теоретический уровень основан на изучении различных теорий и концепций классиков социологии (теория конфликта К.Маркса, теория бюрократии М.Вебера). Эмпирический уровень основан на изучении мнении людей по актуальным для общества проблемам (безработица, заболеваемость, распространение ВИЧ-инфекции и так далее). На данном уровне социологи проводят социологические исследования и собрав первичную (эмпирическую) информацию делают анализ проблемы и намечают мероприятия по её устранению.

Источники социологической информации (методы сбора информации). Основными источниками социологической информации выступает:

Человек (группа людей)

Исторический опыт развития общественной системы и её функционирование

Методы сбора социологической информации:

Метод опроса используется наиболее часто в социологии и подразделяется на 2 отдельных метода: анкетирование осуществляется посредством разработки и анализа; интервьюирование – опрос респондентов.

Метод наблюдения – основан на зрительном (визуальном) и слуховом восприятии социологом объекта и предмета наблюдения.

Метод эксперимента. Здесь специально моделируется какая-либо ситуация, в процессе которой участвует 2 группы людей: контрольная и экспериментальная группы. При этом данные люди знают о цели эксперимента

Метод анализа документальных источников. Здесь социолог анализирует информацию, взятую из различного рода документов (статистические сборники, архивные документы, научные пособия, отчётности и так далее).

Социометрический метод – изучают межличностные взаимоотношения в малых группах людей (их симпатии и антипатии).

Метод экспертных оценок – для определения предмета исследования приглашают группу экспертов, главным качеством которых является их компетентность. Вначале эксперты осуществляют индивидуальный подбор предметов исследования, а затем после коллективного обсуждения выбирают наиболее эффективные (значимые) из них.