ЛЕКЦИЯ 14. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПЕДАГОГИКИ

Исторически педагогика складывалась как наука о воспитании подрастающих поколений. Постепенно сфера применения педагогики расширялась, и педагогами стали называть всех тех, кто был связан с обучением и воспитанием молодых. В настоящее время — это наука о закономерностях воспитания и обучения подрастающего поколения и взрослых людей, об управлении их развитием в соответствии с по­требностями общества.

Раскрывая предмет педагогики, нельзя не коснуться её категорий, т.е. понятий выражающих научные обобщения. К этим категориям от­носятся воспитание в широком значении, образование, обучение, фор­мирование и развитие.

Воспитание в широком значении представляет собой целенаправ­ленный организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гар­моничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности. Часто «воспитание» употребляется как понятие «воспи­тательная работа», в процессе которой формируется убеждения, нор­мы нравственного поведения, черты характера, эстетические вкусы, физические качества человека.

Обучение - это планомерный, организованный и целенаправлен­ный процесс передачи подрастающему поколению знаний, умений, навыков руководства его познавательной деятельностью и формиро­вания у него мировоззрения, средство получения образования.

Образование — результат обучения. Образование - это объём сис­тематизированных знаний, умений, навыков, способов мышления, ко­торыми овладел обучаемый. Главный критерий образованности — системность знаний и системность мышления, способность человека самостоятельно пополнять недостающие звенья в системе знаний с помощью новой информации и логических рассуждений.

Сообщая обучаемым те или иные знания, педагоги всегда им при­дают необходимую направленность, формируя важнейшие мировоз­зренческие, социальные, идеологические, нравственные и многие другие установки. Поэтому обучение имеет воспитательный характер. Точно так же в любом воспитании содержатся элементы обучения. Обучая - воспитываем, воспитывая - обучаем.

Развитие — это процесс и результат количественных и качествен­ных изменений в организме человека. Оно связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое. Для углублённого изучения этого процесса современная наука выделила в процессе развития физические, психические, духовные, социальные стороны. Педагогика изучает проблемы духовного разви­тия личности во взаимосвязи со всеми другими компонентами. Пред­метом педагогики является изучение процессов обучения и воспитания личности любого возраста.

С помощью методов исследования каждая наука добывает инфор­мацию об изучаемом предмете, анализирует и обрабатывает получен­ные данные, включает в систему известных знаний. Конечная цель любого педагогического исследования - выявление порядка, регуляр­ности в изучаемом процессе, т.е. установление закономерности.

К традиционным методам исследования в педагогике как и в пси­хологии относятся: наблюдение, эксперимент, тестирование и анкети­рование. Так же как и в психологии исследуется (анализируется) продукты деятельности учащихся и педагогов: письменные работы, рисунки, предметы детского творчества (модели технического твор­чества, глиняные изделия и другие поделки), анализируется учебная документация. Отдельное значение в педагогике имеет изучение педа­гогического опыта отдельных преподавателей - наставников, анализ методической и педагогической литературы, видеоматериалов. Это исследование направленно на выявление исторических связей воспи­тания и этики поведения в разные периоды жизни страны, выявление общего и устойчивого в учебно-воспитательной системе.

Педагогический процесс выполняет три основные функции: обра­зовательную, воспитательную, и развивающую. Основывается он на определенных принципах. Важнейшими из них являются принципы целостности, непрерывности и целенаправленности. Т.е. важно, чтоб и взрослые и с определенного возраста дети чётко понимали, что важ­но постоянно совершенствовать свои знания, умения и человеческие качества, а делать это целенаправленно, для того, чтобы стать интерес­ной и сильной личностью.

Образование человек получает в школе, в высшем или среднем специальном учреждении, кроме того можно получить дополнитель­ное образование в кружках, студиях и других творческих коллекти­вах. Можно заниматься самообразованием, используя книги, обучающие программы и другие средства новых технологий.

Вопросы:

1. Что представляет собой педагогический процесс? Какова его

функция?

2. В чём различие и что общего в таких понятиях как образование, воспитание, обучение?

3.-Какие методы исследования в педагогике и психологии общие?

4. Каковы функции воспитания?

5. Каковы задачи обучения в школе, в среднем профессиональном учебном заведении?