Основы цветоведения
Архитектурные средства. Цветоведение
КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
II курс
(весенний семестр)
Лектор:
канд. арх., доцент
Пунтус В.А.
Санкт-Петербург
2010
Лекция №1
Цветоведение - наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах, основных характеристиках цвета, цветовых контрастах, смешении цветов, колорите, цветовой гармонии, цветовом языке, цветовой гармонии и цветовой культуре.
Цвет - это ощущение, возникающее в органе зрения при воздействии на него света, т.е. свет+зрение=цвет.
Цвета разделяются на:
§ Холодные – это цвета от сине-фиолетового до желто-зеленого.
§ Теплые – это цвета, расположенные в хроматическом круге, начиная с желтого и заканчивая красно-фиолетовым.
Также все цвета подразделяются на: хроматические, ахроматические, полухроматические.
Ахроматические - белый, черный, и все оттенки серого.
Хроматические цвета - все спектральные и многие природные.
Полухроматические цвета - земляные цвета, т.е. цвета смешаны с ахроматическими цветами.
В истории науки о цвете принято выделять два этапа классификации цвета: до XVII века и XVII век - наши дни.
В первый мифологический этап выделялись 3 цвета: красный, белый, черный (кровь, молоко, земля). В Древнем Египте отношение к цвету зависит от того, насколько он солнечный. В основном, египтяне выделяли следующие цвета: охра, синий, золото и зеленый.
В период греко-римской античности в 5 в. до н.э. Эмпедокл утверждал, что вселенная состоит из: воды (черный), воздуха (белый), огня (красный), и земли (желтый, охра). А все остальное получается путем смешения этих четырех стихий. Аристотель выделял 3 основных цвета: белый (вода, воздух, земля), желтый (огонь), черный (разрушение, состояние перехода).
А Планид в своей "Натуральной истории" выделил 4 основных цвета: красный, белый, желтый и черный. Для определения основных цветов Эмпедокл и Планид пользовались зрительными впечатлениями, а Аристотель определял их экспериментальным путем.
Для Западной Европы Средних веков характерна символика цвета. Белый цвет символизирует Христа, Бога, ангелов, является чистым непорочным цветом. Желтый цвет - символ просвещения, действия Духа Святого. Красный - огонь, солнце, кровь Христа. Синий - цвет неба, обители Господа. Зеленый - цвет пищи, растительности, земной путь Христа. Черный - подземный цвет, цвет зла, Антихриста.
Фиолетовый - цвет противоречий. Так же достаточно интересна антисистема цветов, куда входили "погасшие" цвета, т.е. любой цвет в сочетании с коричневым. На Ближнем и Среднем Востоке в Средние века представление о цвете развивается под знаком ислама. С VII века ценятся те же цвета, что и в Западной Европе, только выделяется зеленый: это цвет райского сада. Любимый тип цветовой композиции - многоцветие или полихромия. В эпоху Возрождения в Европе получили распространение античная и средневековая классификация цвета, дополненные Леонардо да Винчи «практически живописной» системой цветов, которая основывалась на минимальной палитре живописца. Леонардо Да Винчи считал, что основных цветов 6: красный, желтый, зеленый, синий, белый, черный.
В XVII-XIX веках в Европе в истории классификации цвета начинается новый этап. Основы современных научных понятий о цвете заложены И. Ньютоном в опубликованной им в 1672 г. работе «Новая теория света и цвета». Ньютонвводит научную символику разделения цветов на две части: объективную (физическую) и субъективную, связанную с чувственным восприятием.
Получив солнечный спектр и дав объяснение его природе, Ньютон положил начало линейной систематизации цветов. Эти цвета он разделил на однородные (первичные, или простые) и неоднородные (производные). Семь «простых» спектральных цветов и один – пурпурный, образованный смешением крайних цветов спектра, послужили основой для систематики цветов в виде круга.
В XVII веке в Европе господствует два стиля: 1)Барокко: восхваляется превосходство цвета. 2)Классицизм: ценятся только оттенки цветов, основа - приглушенные цвета.
В XVIII веке барокко превращается в рококо. Появляется тяготение к ассиметрии композиции, декору (мягкая деталировка форм), сочетание ярких и чистых тонов цвета с белым и золотом.
Гете в конце века предложил новый способ классификации цветов по физиологическому принципу. Цвета: красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.
Треугольник показывает три основных цвета, которыми пользуются художники. Остальные цвета (оранжевый, зеленый, фиолетовый) получаются путем смешивания основных.
В XIX веке в Европе возникает романтизм. Впоследствии его возникновение приводит к появлению двух противоположным направлениям: натурализму (дотошная передача всех цветов, тонов, оттенков) и импрессионизму (передача образов).
В это же время, современник Гете, Филипп Отто Рунге разработал свою систему классификации цветов, используя принцип глобуса или шара.
Рисунок 4. Классификация цветов по принципу глобуса
или шара.
Вокруг экватора размещен двеннадцатицветный естественный круг, верхний полюс покрыт белым, нижний - черным цветом.
Между чистыми, пестрыми цветами экватора и нецветными полюсами находятся смеси из соответственно чистой краски с белым цветом (вверху шара находятся пастельные краски) или с черным (внизу шара - темные оттенки или потемнения). Каждый пункт на этом цветном глобусе может быть обусловлен долготой и широтой, что делает возможным определение названия цвета посредством соответствующей системы исчисления. В такой системе он предусмотрел все переходы от любого цвета к любому.
В эпоху модерна цвет становится символом. Особенности эстетики стиля модерн:
1) Предпочтение приглушенных, затемненных цветов, сложных нюансных гамм, множества оттенков при узкой палитре, добавление металлических пигментов (золото, серебро, бронза)
2) Цвет становится в большей степени средством выражения, нежели подражания.
3) Обозначается тенденция сближения цвета к музыке.
Ученый Оствальдусовершенствовал систему сферы Рунге. Он берет круг, разделяет его на 24 части, закрашивает каждый спектр в определенный цвет, но представляет все цвета в виде замкнутого цветового тела, состоящего из двух конусов, объединенных общим основанием. Единой осью конусов является ахроматический ряд: верхняя точка - белый цвет, нижняя - черный.
По окружности основания расположены наиболее насыщенные спектральные цвета (цвета радуги), которые расположены в определенной последовательности: красный – оранжевый – желтый – зеленый – голубой – синий – фиолетовый. ("Каждый охотник желает знать, где сидит фазан").
Для определения цвета исполняется система психофизических характеристик. Это:
§ Цветовой тон – качество цвета, когда этот цвет можно приравнять к одному из спектральных цветов. Другими словами – это само название цвета.
§ Светлота – (степень отличия цвета от белого) – количественные различия внутри одного и того же цвета. Это наличие в цвете того или иного количества белого или черного.
§ Относительная яркость – отношение величины потока, отраженного от данной поверхности, к величине потока, падающего на нее.
§ Насыщенность – (степень отличия цвета от равного по светлоте серого) – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического. Насыщенность обычно заменяется чистотой. Насыщенность хроматической краски, в которую добавлены белила, значительно падает, при добавлении черного цвета насыщенность изменяется, но не так резко. При равной насыщенности цветов активнее воздействуют на глаз более светлые цвета, а при равной светлоте – более насыщенные.
§ Чистота цвета – доля чистого спектрального в общей яркости данного цвета. Самые чистые цвета – спектральные. Чистота ахроматических цветов равна 0, так же как и насыщенность. Сочетание цветового тона и насыщенности называют цветностью. Ахроматические цвета ее не имеют.