РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА
1. Права и свободы человека в Конституции Республики Беларусь.
2. Совершенствование национального законодательства в области прав и свобод человека.
1. Проблема прав человека имеет международный и национальный уровни. Главенствующую роль в этой системе принадлежит международному праву. Об этом свидетельствуют общепринятые международно-правовые документы. Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах, Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах и др.
Права, которые провозглашены в этих документах, имеют всеобщий характер. Они приемлемы для граждан всех государств независимо от степени их политического и экономического развития. Поэтому Международные пакты о правах человека обязывают принять такие законодательные меры, которые необходимы для полного осуществления прав человека, закреплённых в этих документах. Обязательность соблюдения государствами международных стандартов в области прав человека подтверждена и в ряде других документов.
Международная и национальная системы защиты прав человека имеют свои специфические функции. На международном уровне разрабатываются международные стандарты в области прав человека, действуют контрольные органы за их соблюдением государствами, существует множество организаций, содействующих развитию всеобщего уважения и соблюдения прав человека и основных свобод. На национальном уровне государства приводят законодательство в соответствие с международными стандартами и гарантируют их выполнение. Формы и методы реализации международных обязательств государствами различны и закрепляются в национальном законодательстве.
Республика Беларусь с первых дней провозглашения независимости объявила о своей приверженности международному праву. В Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 г. было заявлено, что высший законодательный орган действует в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепринятыми международными актами, провозглашает полный государственный суверенитет республики во имя свободного развития и благополучия каждого гражданина.
15 марта 1994 г. Верховный Совет Республики Беларусь принял Конституцию, закрепившую переход нашего общества в новое качественное состояние в области прав и свобод человека. 24 ноября 1996 г. на республиканском референдуме принимается Конституция (с изменениями и дополнениями), в которой права и свободы человека получают более полное и конкретное закрепление.
В содержательной части в области прав человека Конституция Республики Беларусь соответствует международно-правовым стандартам. Она воплотила в себе полный набор общепринятых прав и свобод человека, закреплённых в Международных пактах, и предусмотрела необходимые гарантии их реализации.
Правовой статус гражданина Республики Беларусь определяется в разделе II Конституции - "Личность, общество, государство". В нем можно выделить три основные части: 1) общие положения правового статуса личности; 2) права, свободы и обязанности граждан и 3) обязательства со стороны государства по реализации прав и свобод человека. Рассмотрим содержание каждой из частей.
Первая - общие положения правового статуса личности. В статье 21 Конституции обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь объявляется высшей целью государства. Это конституционное положение подчеркивает гуманистическую сущность государственной политики. Несмотря на то, что возможности реализации прав человека связаны с наличием у государства соответствующего экономического потенциала, уровня культуры и других факторов, оно обязано принимать всевозможные меры к тому, чтобы обеспечить гражданам общепринятые права и свободы.
Другим принципиальным положением в области прав человека Конституция признаёт равенство всех перед законом и право каждого без всякой дискриминации на равную защиту прав и законных интересов (ст.22). Принцип равенства граждан был основным лозунгом буржуазных революций и остался до наших дней общечеловеческой ценностью. Он означает, что все граждане независимо от занимаемого социального положения, пола, национальной принадлежности, вероисповедания и других отличий имеют одинаковые "стартовые" возможности по осуществлению конституционных прав, в том числе право на получение образования, на участие в государственной деятельности, свободу творчества, убеждений. Никто не может пользоваться преимуществами и привилегиями, которые противоречат закону.
Ещё одно положение в области прав человека - запрет на ограничение конституционных прав и свобод. Согласно статье 23 Конституции, права и свободы личности могут быть ограничены только в случаях, предусмотренных законом, в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты морали, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Во второй части раздела II "Личность, общество, государство" закрепляются права, свободы и обязанности граждан. К числу гражданских (личных) прав и свобод граждан Конституция относит: право на жизнь (ст.24); обеспечение государством свободы, неприкосновенности и достоинства личности (ст.25); никто не может быть признан виновным в совершении преступления, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена судом, приговор которого вступил в законную силу; тот которого обвиняют, не должен доказывать свою невиновность (ст.26); никто не должен принуждаться давать показания и объяснения против самого себя, членов семьи, близких родственников (ст.27); право на защиту от незаконного вмешательства в личную жизнь, в том числе от посягательств на тайну корреспонденции, телефонных и иных сообщений, на честь и достоинство (ст.28); обеспечение неприкосновенности жилища и других законных владений; никто не имеет права без законных оснований войти в жилище и другое законное владение гражданина против его воли (ст.29); право свободно передвигаться и выбирать местожительство в пределах Республики Беларусь, покидать её и беспрепятственно возвращаться назад (ст.30) и др.
Конституция Республики Беларусь закрепляет политические права и свободы человека. Последние определяют пределы политической деятельности граждан и формы их участия в управлении делами общества и государства. Именно политические права и свободы являются основным показателем демократического развития общества. Какие же права и свободы в политической сфере представляет Конституция своим гражданам?
Согласно статье 33 Основного Закона, каждому гарантируется свобода взглядов, убеждений и их свободное выражение. Никто не может быть принуждён к высказыванию своих убеждений или отказу от них. Специально оговорено, что не допускается монополизация средств массовой информации государством, общественными объединениями или отдельными гражданами, а также цензура.
Государство гарантирует своим гражданам право на получение, хранение и распространение полной, достоверной и своевременной информации о деятельности государственных органов, общественных объединений, о политической, экономической и международной жизни, состоянии окружающей среды (ст.34). При этом государственные органы, общественные объединения, должностные лица обязаны предоставить гражданину возможность ознакомиться с материалами, которые затрагивают его права и законные интересы.
Обеспечить выражение политической воли граждан республики призвана статья 35 Конституции, в соответствии с которой гарантируется свобода собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, не нарушающих правопорядка и прав других граждан. Порядок проведения указанных мероприятий определяется специальным законом.
Граждане Республики Беларусь имеют право на свободу объединений (ст.36), право участвовать в решении государственных дел как непосредственно, так и через свободно избранных представителей (ст.37) и др. Непосредственное участие граждан в управлении делами государства обеспечивается проведением референдумов, обсуждением проектов законов и вопросов республиканского и местного значения, другими определёнными законом способами (а также см. стст.38-40).
Государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть поступившее обращение и дать ответ по существу в определённый законом срок. Отказ от рассмотрения поданного заявления должен быть письменно мотивированным.
Вышеизложенные политические права и свободы в полной мере соответствуют положениям Всеобщей декларации прав человека (ст.18, 21) и Международного пакта о гражданских и политических правах (ст.18, 22).
Конституция Республики Беларусь предоставляет своим гражданам широкие социально-экономические права. А именно: право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека; право на защиту своих экономических и социальных интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров и право на забастовку (ст.41); право на вознаграждение за выполненную работу в соответствии с её количеством, качеством и общественным значением; право трудящихся на отдых (ст.42); обеспечение каждому права собственности (ст.44); право на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения (ст.45); право на благоприятную окружающую среду (ст.46); право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, потери трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом (ст.47); право на жильё (ст.48).
Важное место в Конституции отводится социально-культурным правам граждан. В соответствии со статьёй 49 каждый имеет право на образование, право сохранять свою национальную принадлежность, право пользоваться родным языком, выбирать язык общения (ст.50); гарантируется свобода художественного, научного, технического товарищества и преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом (ст.51).
Основной Закон республики устанавливает также основные обязанности граждан. В статье 52 записано, что каждый, кто находится на территории Беларуси, обязан соблюдать её Конституцию, законы и уважать национальные традиции. Каждый обязан уважать достоинство, права, свободы, законные интересы других лиц (ст.53); каждый обязан беречь историко-культурное наследие и другие культурные ценности (ст.54); охранять природную среду (ст.55); граждане обязаны принимать участие в финансировании государственных расходов путём уплаты государственных налогов, пошлин и иных платежей (ст.56); обязанность и священный долг каждого гражданина - защита Республики Беларусь (ст.57).
Третья часть раздела II Конституции "Личность, общество, государство" содержит обязательство со стороны государства по осуществлению прав и свобод граждан, то есть гарантийный механизм. Гарантии прав и свобод граждан - первейшее условие и средство их реализации. Объективную сторону гарантий представляют политические, экономические и социальные условия жизни общества. От них в конечном итоге зависит, как реально граждане могут воспользоваться своими правами и свободами. Существенную роль в реализации прав, свобод и обязанностей играет субъективный фактор - соответствующая деятельность государственных органов, должностных лиц, общественных объединений.
В качестве конституционных гарантий прав, свобод и обязанностей выступают положения, закреплённые статьями 58-62 Конституции.
Важной гарантией реализации прав и свобод выступает норма, в соответствии с которой государственные органы, должностные и иные лица, которым доверено исполнение государственных функций, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод личности. Эти органы и лица несут ответственность за действия, которые нарушают права и свободы граждан (ст.60).
В целях защиты прав, свобод, чести и достоинства гражданам Беларуси гарантируется право обращаться в суд. В судебном порядке можно потребовать компенсацию имущественного вреда, а также и материальное возмещение морального вреда (ст.60). Каждый имеет право на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользоваться в любой момент помощью адвокатов и других своих представителей в суде, иных государственных органов, органов местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях и в отношениях с должностными лицами и гражданами. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается за счёт государственных средств (ст.61).
Таким образом, предусмотренные в Конституции Республики Беларусь права и свободы достаточно полно закрепляют правовой статус личности в обществе, соответствуют международным документам о правах человека и содержат гарантийный механизм их осуществления. Главная задача государства заключается в том, чтобы создать благоприятные материальные, социально-психологические и иные условия для реализации конституционных прав и свобод граждан, декларированных в Основном Законе.
2. Принятие новой Конституции Республики Беларусь, закрепившей ориентацию белорусского общества на создание демократического социального и правового государства, потребовало совершенствования всего национального законодательства, закрепления в нём всех конституционных прав и свобод граждан. Национальное законодательство призвано обеспечить эффективный правовой механизм защиты и реализации прав и свобод человека во всех сферах общественной жизни. Обеспечение и соблюдение гражданских, политических, социально-экономических и культурных прав человека рассматривается в качестве важнейшей задачи деятельности всех органов государственной власти.
Приоритетным направлением совершенствования национального законодательства в области прав и свобод человека в условиях создания демократического государства является правовое обеспечение полной реализации политических прав и свобод граждан республики, закрепленных в Конституции. Статья 21 Основного Закона гарантирует права и свободы граждан РБ, содержащиеся как в национальном, так и в международных документах, признанных и подписанных белорусским государством. Международный пакт о гражданских и политических правах (ст.25) в качестве одного из основных прав человека представляет его право на участие в ведении государственных дел. В соответствии с этим каждый гражданин должен иметь без какой то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и реальную возможность принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство избранных представителей, голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.
Следуя данной международной норме, конституция РБ в статье 3 провозгласила, что единственным источником государственной власти в республике является народ, который осуществляет свою власть как непосредственно, так и через свободно избранных представителей. Непосредственное участие граждан в управлении делами общества и государства обеспечивается проведение референдумов, обсуждением проектов законно и вопросов республиканского и местного значения. Граждане Республики Беларусь принимают участие в обсуждении вопросов политической и общественной жизни на собраниях трудовых коллективов, в средствах массовой информации и т.д.
В законодательстве Республики Беларусь политические отношения общества, реализация политических прав и свобод граждан регулируются многочисленными законодательными актами, которые в последнее время включены в Избирательный кодекс Республики Беларусь. Данный кодекс содержит правовую основу избирательной системы республики, закрепляет гарантии реализации основных избирательных прав граждан, регулирует подготовку и проведение избирательных кампаний и референдумов. В основу Кодекса, как утверждают его авторы, положены принципы, отвечающие международным стандартам в области избирательных прав человека. Проводимые избирательные кампании должны быть демократическими, а это означает - всеобщими, равными, справедливыми, тайными, свободными и открытыми.
Между тем, белорусская оппозиция считает Избирательный кодекс недемократическим и не соответствующим международным правовым стандартам. Оппозиция предлагает ряд мер, направленных на демократизацию избирательного процесса в Беларуси. Среди них - установление демократического порядка формирования Центральной комиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, территориальных, окружных и участковых комиссий; закрепление смешанной системы выборов; установление приоритета политических партий как основного субъекта избирательного права; разрешение на формирование избирательных фондов кандидатов в депутаты и др.
В Законе Республики Беларусь "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" впервые в практике законодательного регулирования нормативно закрепляется положение об обеспечении в нормативных правовых актах основных интересов граждан республики. В этой связи органы Республики Беларусь, занимающиеся правотворческой деятельностью, должны поддерживать народную правотворческую инициативу, учитывать предложения политических партий, общественных объединений, органов местно самоуправления, непосредственно граждан о принятии, изменении или отмене нормативных актов. Для этого могут проводится всенародные, общественные и профессиональные обсуждения проектов нормативных актов.
В соответствии со статьей 99 Конституции право законодательной инициативы принадлежит также и гражданам, обладающим избирательным правом, в количестве не менее 50 тыс. человек. До сих пор реализация данного конституционного положения не обеспечивалась соответствующим правовым регулированием. В статье 33 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь" впервые заложены гарантии осуществления права законодательной инициативы граждан посредством создания инициативной группы и подготовки ею законопроекта, который регистрируется Центральной комиссией Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов.
В Основном Законе в статьях 16 и 31 закреплено право человека на свободу мысли, совести и религии. Это право получило своё развитие и конкретизацию в Законе Республики Беларусь "О свободе вероисповедании и религиозных организациях", принятом в 1992 г. (с измен, и дополн. от 17.01.1995 г. и 17.12.1999 г.).
В республике созданы правовые основы регулирования права граждан на свободу мирных собраний и ассоциаций. Конституция (ст.36, 41) гарантирует гражданам реализацию этого права. Каждый человек имеет право на свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в таковые для защиты своих экономических интересов. В целях обеспечения возможности для реализации этого права граждан в Республике Беларусь приняты и действуют соответствующие законы. Среди них - Закон "Об общественных объединениях" (1994), Закон "О политических партиях" (1994), Закон "О политических союзах" (1992).
На дальнейшее совершенствование национального законодательства по регулированию деятельности политических партий и различных общественных объединений нацелен Декрет Президента №2 "О некоторых мерах по упорядочиванию деятельности союзов, иных общественных объединений" (1999). Декрет содержит ряд жестких требований, предъявляемых к партиям, профессиональным союзам и другим общественным объединениям. Среди них - увеличение численности членов, необходимых для регистрации объединений (например, 1000 членов для партий, а по Закону 1994 г. 500), признание ныне действующей Конституции РБ, взимание платы за поставку на учёт структурных подразделений политических партий др. В республике проводится значительная работа по имплементации в национальное законодательство положений статьи 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, устанавливающих, что государства признают право каждого человека на достаточный жизненный уровень для самого себя и его семьи, включая достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни. Речь идет о подготовке новых кодификационных актов основных отраслей социального законодательства, отражающих данный международный принцип, а именно: Гражданского, Жилищного, Трудового кодексов и Кодекса о браке и семье. Названные кодексы составляют основу для дальнейшего совершенствования жилищного, трудового и брачно-семейного законодательства в Республике Беларусь.
В 1998 г. между Российской Федерацией и Республикой Беларусь заключен договор о равных правах граждан. В этом Договоре закреплен принцип равенства граждан России и Беларуси в их правах и свободах, предусматриваемых законодательствами государств. Гражданам двух государств обеспечиваются равные политические, гражданские, социально-экономические и культурные права. В соответствии с Договором создана Комиссия по правам человека, которая следит за претворением в жизнь прав граждан, закрепленных в этом документе. Гражданам России и Беларуси обеспечиваются доступность и равные права в получении среднего, среднего специального, высшего и послевузовского профессионально образования; равные права на социальное обеспечение, медицинскую помощь и доступ к услугам лечебно-оздоровительных учреждений на территориях государств. Взаиморасчеты за оказание скорой и неотложной медицинской помощи и лечение социально значимых заболеваний не предусматриваются.