МЕЖДУНАРОДНАЯ И ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

1. Международный механизм защиты прав человека.

2. Механизм защиты прав человека в государствах-членах Совета Европы.

3. Правозащитное движение и правозащитные организации.

 

1. Права человека по своей сущности носят всеобщий, общечеловеческий характер и для их обеспечения и защиты необходимо международное сотрудничество между всеми странами и народами. Оно осуществляется в следующих направлениях:

- выработка единых норм и стандартов в области прав человека, достижение их признания на международном и национальном уровнях;

- заключение межправительственных соглашений и принятие государствами-участниками обязательств придерживаться в своей внутренней и внешней политике этих стандартов;

- создание специального механизма для контроля за соблюдением принятых государствами на себя обязательств.

В современных условиях существует сложная, многоуровневая система поощрения и защиты прав человека. Ведущая роль в этой системе принадлежат Организации Объединенных Наций. В системе ООН существует разветвленная структура институтов и организаций, занимающихся защитой прав и свобод человека. Это - Генеральная Ассамблея и её вспомогательные органы, Экономический и Социальный Совет и его вспомогательные органы, Комиссия по правам человека, Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защиты меньшинств, Комиссия по положению женщин, Комитет по ликвидации расовой дискриминации, Комитет по правам человека, Комитет по экономическим, социальным и культурным правам, комитет по ликвидации дискриминации женщин, Комитет против пыток, Центр по правам человека, Верховный комиссар по правам человека. Вопросами прав человека время от времени в различной степени занимаются Совет Безопасности, Совет по опеке, Комиссия международного права и Международный Суд. Рассмотрим подробнее правозащитную деятельность некоторых из этих институтов ООН.

Основным органом ООН является Генеральная Ассамблея. В ней представлены все государства-члены, каждое из которых имеет один голос. Ассамблея может обсуждать любые вопросы в пределах Устава ООН и делать по ним рекомендации, которые обязательными для членов ООН не являются, и имеют вес мирового общественного мнения. В статье 13 Устава ООН записано, что одна из функций Генеральной Ассамблеи состоит в организации исследовании и вынесение рекомендаций в целях содействия международному сотрудничеству в экономической, социальной, культурной областях, а также в области образования, здравоохранения, в содействии осуществлению прав человека и основных свобод.

Со времени принятия в 1948 г. Всеобщей декларации прав человека Генеральная Ассамблея приняла более 80 деклараций по вопросам прав человека. Они, в частности, касаются проблем геноцида, расовой дискриминации, беженцев, детей, молодежи, инвалидов, развития и социального прогресса и т.д.

Вспомогательные органы Генеральной Ассамблеи, занимающиеся вопросами прав человека и основных свобод, состоят из: Специального комитета по вопросу о ходе осуществления Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам (известного как Специальный комитет по деколонизации); Специального комитета против апартеида, Специального комитета по расследованию действий Израиля, затрагивающих права населения оккупированных территорий, и Комитета по осуществлению неотъемлемых прав палестинского народа.

Особое значение для обеспечения прав человека имеет деятельность Экономического и Социального Совета, созданного в 1946 г. Он состоит из 54 членов, треть которых ежегодно переизбирается Генеральной Ассамблеей. Совет может делать рекомендации в целях поощрения, уважения и соблюдения прав человека и основных свобод для всех. Он может также подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций и созывать международные конференции по вопросам о правах человека. Совет создает комиссии в экономической и социальной областях и по поощрению прав человека.

В соответствии со статьей 68 Устава ООН Экономический и Социальный Совет создал в 1946 г. Комиссию по правам человека и Комиссию по положению женщин.

Комиссия по правам человека является главным органом ООН по правам человека. Она готовит рекомендации и проекты международных документов, проводит исследования по правам человека. Комиссия оказывает помощь Совету в вопросах координации деятельности, связанной с правами человека. Она состоит из представителей 43 государств-членов, избираемых сроком на три года.

Комиссия по правам человека является единственным межправительственным органом, который проводит публичные слушания по вопросам нарушения прав человека, происходящие в мире. Она непосредственно получает жалобы о нарушениях и рассматривает положения в области прав человека в различных странах. Специальные докладчики Комиссии следят за ситуацией в области прав человека в конкретных странах. Следует заметить, что в начале своей деятельности Комиссия не имела полномочий для того, чтобы предпринимать какие-либо действия в отношении индивидуальных жалоб по правам человека. Однако позже она стала заниматься и принимать определенные меры и по таким жалобам.

Для оказания помощи Комиссии при рассмотрении ряда вопросов, касающихся прав человека в 1947 г. была создана Подкомиссия по предупреждению дискриминации и защите меньшинств. С 1999 г. она называется Подкомиссией по поощрению и защите прав человека. В её состав входят 26 экспертов, которые занимаются вопросами нарушения прав человека, рабства и работорговли, проблемами коренных народов и меньшинств.

Комиссия по правам человека не может принимать каких-либо принудительных мер против государств, не соблюдающих прав и свобод человека. Тем не менее, уже сам факт обсуждения ситуации с правами человека в том или ином государстве в рамках ООН, а тем более принятые по этому вопросу осуждающей резолюции, оказывает определенное влияние на правительства государств, нарушающих права человека. Состояние с правами человека в конкретном государстве, его оценка Комиссией по правам человека учитывается и при установлении сотрудничества с другими государствами и международными организациями. Все это позволяет считать деятельность Комиссии по правам человека ООН необходимой и плодотворной.

В функции Комиссии по положению женщин входит подготовка рекомендаций и докладов Совету о защите прав женщин в политической, экономической, гражданской, социальной областях и в сфере образования, а также внесение рекомендаций Совету по наиболее важным проблемам в области прав человека - женщины с учетом необходимости применения принципа равенства в правах мужчин и женщин. Комиссия состоит из представителей 32 государств-членов, избираемых на четыре года.

Комитет по правам человека (не путать с Комиссией по правам человека) был создан в 1977 г. в соответствии со статьей 28 Международного пакта о гражданских и политических правах. В него входят 18 граждан государств-участников пакта, обладающих высокими моральными качествами и признанной компетенцией в области прав человека.

Международный пакт о гражданских и политических правах ставит перед Комитетом следующие основные задачи: принимать и рассматривать доклады государств-участников о принятых ими мерах по претворению в жизнь прав, закрепленных в пакте; на основе изучения их докладов высказывать государствам конкретные рекомендации, помогающие выполнять принципы Пакте на практике; получать сведения от одного государства о том, что другое государство не выполняет своих обязательств в соответствии с Пактом; получать и рассматривать жалобы от отдельных лиц, которые заявляют, что их права были нарушены тем или иным государством. Такие сообщения могут Комитетом приниматься лишь в случае, если государство является участником Пакта и Факультативного протокола к нему, и только после того, как исчерпаны все имеющиеся внутренние средства правовой защиты, т.е. после рассмотрения дела всеми судебными инстанциями. Комитет, рассмотрев сообщение, направляет своё мнение соответствующему государству-участнику и автору сообщения.

Генеральная Ассамблея, следуя рекомендациям Всемирной конференции по правам человека, 20 декабря 1993 г. учредила пост Верховного комиссара ООН по правам человека, который является главным должностным лицом, ответственный за координацию всей деятельности в области прав человека в рамках ООН. Основной задачей Верховного комиссара является содействие наиболее полному осуществлению всех прав человека посредствам претворения в жизнь соответствующих решений, принятых руководящими органами ООН. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека (до сентября 1997 г. - центр ООН по правам человека) состоит из трех отделов:

- отдел исследования в области обеспечения права на развитие;

- отдел оказания помощи в организации работы Комиссии по правам человека и других органов ООН;

- отдел содействия программной деятельности для оказания технической помощи отдельным странам в области защиты прав человека.

В системе ООН включается также четырнадцать специализированных учреждений, которые содействуют развитию международного сотрудничества в отдельных сферах общественной жизни. В их числе: Международная организация труда (МОТ), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и другие.

2. Существенным дополнением к универсальному механизму защиты прав человека в рамках ООН являются региональные системы защиты прав человека, созданные на всех континентах планеты за исключением Азии. Попытки создания региональной системы защиты прав и основных свобод человека предприняты также в рамках Содружества Независимых Государств.

Старейшей региональной организацией, главной целью которой является защита прав человека, стал Совет Европы, созданный в 1949 г. Уже в ноябре 1950 г. его членами была принята "Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод".

Конвенция вступила в силу 3 сентября 1953 г. В настоящее время в Совете Европы насчитывается 41 страна. Все они являются участниками конвенции.

Конвенция в основном затрагивает проблему гражданских и политических прав, т.е. по содержанию во многом совпадает с Международным пактом о гражданских и политических правах. Вместе с тем она имеет ряд моментов, которые выгодно отличают её от Пакта. Конвенция развивает и конкретизирует многие положения о правах человека, закрепленные в Международном пакте. Это первый международный документ по правам человека, который носил обязательный, нормативный характер. Главная ценность Конвенции определяется прежде всего тем, что в ней содержался механизм, обеспечивавший реальное выполнение целого ряда прав и основных свобод человека, провозглашенных во Всеобщей декларации прав человека.

Конвенция определила меры и средства защиты прав людей, находящихся на территории государств-членов Совета Европы. Важнейшими инструментами достижения этой цели были Европейская комиссия по правам человека и Европейский суд по правам человека в Страсбурге, которые наделялись полномочиями по рассмотрению жалоб как государств, так и отдельных лиц, неправительственных организаций и групп о нарушении их прав участниками Конвенции.

Процедура рассмотрения жалоб следующая: Комиссия принимает дело к рассмотрению только после того, когда исчерпаны все внутренние средства защиты, и лишь в течение шести месяцев с даты принятия окончательного внутреннего решения. Комиссия не рассматривает любую петицию, которая является анонимной или явно необоснованной.

В настоящее время по решению членов Совета Европы комиссия по правам человека упразднена и все жалобы непосредственно направляются и рассматриваются в Европейском Суде. В связи с этим любая страна, вступающая отныне в Совет Европы, должна внести в свое законодательство необходимые изменения, вытекающие из процедурного права, создаваемого решениями Суда по правам человека.

Надо отметить, что Конвенция в последующие годы была дополнена протоколами, в которых был отражен целый ряд социально-экономических и культурных прав человека.

Проблемы защиты прав человека являются центральными в деятельности Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе. В настоящее время ОБСЕ является самой представительной региональной организацией, в состав которой входят 55 государств.

Хельсинский Заключительный акт, подписанный 1 августа 1975 г., определил направления и конкретные формы сотрудничества в различных областях, в том числе и вопросах, относящихся к правам человека, включая контакты между людьми, информацию, культуру и образование. Вся деятельность этой организации основана на понимании того, что в современных условиях путь к миру и безопасности лежит через утверждение всеобщего уважения к правам и свободам личности, человеческому достоинству.

3. Проблема практической реализации основных прав и свобод человека вызвали к жизни развитие правозащитного движения. Правозащитное движение и организации возникали и возникают в основном как реакция на нарушения прав человека, а также в целях контроля за ходом выполнения правительствами собственной страны как положений Конституций, так и подписанных ими международных документов в этой области. Нарушений же прав человека в послевоенной истории XX в. было предостаточно. Например, чудовищное подавление прав человека в 60-80 гг. в ЮАР, в 70-е гг. - в Чили. Это нарушения прав, прежде всего гражданских и политических, в СССР, других социалистических странах. Немало фактов нарушений прав человека имело место и в странах Запада. Это и отсутствие для миллионов права на труд, высокий уровень жестокого обращения с детьми, наличие в обществе бедных, фактическое отсутствие права граждан на бесплатное медицинское обслуживание и т.д.

Подъем правозащитного движения приходится на 60-70-е гг. XX в., когда активизировалась деятельность неправительственных правозащитных организаций, которые предавали гласности скрываемую в различных странах информацию о нарушениях прав человека.

В мире действует немало правозащитных организаций. Среди них - Международная комиссия юристов, которая образовала Центр за независимость судей и адвокатов. С ними связаны более 90 международных, национальных и местных организаций. С 1961 г. действует "Международная амнистия". Особую известность она получила в 70-80-е гг. "Международная амнистия" добивается освобождения узников совести (осужденных за взгляды, религиозные убеждения, цвет кожи), выступает против смертной казни, пыток и иных жестоких, унижающих человеческое достоинство, наказаний, требует справедливого и своевременного суда для всех политических заключенных и помогает тем, кто содержится в заключении без предъявления обвинения или без суда.

"Международная амнистия" действует в более чем 60 странах, насчитывает сотни тысяч членов. Штаб-квартира - в Лондоне. В 1977 г. "Международной амнистии" присуждена Нобелевская премия мира, а в следующем году она награждена премией прав человека ООН.

Международное общество прав человека (МОПЧ) создано в 1972 г. в ФРГ и является независимой неправительственной организацией.

Общество предает гласности факты нарушения прав человека в странах, где нет надежного механизма общественного и демократического контроля за соблюдением основных прав и свобод, помогает гражданам, борющимся за свои права без применения насилия, оказывает моральную и материальную поддержку нуждающимся.

В 1981 г. организация становится международной, в начале 80-х гг. получает консультативный статус в Совете Европы. Правозащитная деятельность Общества распространяется на 94 страны мира. Свыше 200 тысяч граждан разных государств регулярно поддерживают деятельность МОПЧ участием в его гуманитарных акциях, а также оказывают финансовую помощь.

Правозащитное движение в мире выдвинуло ряд ярких личностей. Среди них можно назвать Андрея Сахарова, Мартина Лютера Кинга (США), Вацлава Гавела (Чехия) и других.