ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА: ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ФУНКЦИИ

1. Понятие, природа и содержание прав человека.

2. Диалектика прав человека.

 

1. Проблема прав и свобод человека занимает одно из центральных мест в социально-политических и юридических науках. Последовательное осуществление прав и свобод на практике - основной показатель демократичности, гуманности и цивилизованности любого общества.

Права и свободы существуют как процесс сложного и противоречивого взаимодействия индивида с государственной политикой, экономикой и обществом в целом. Политика в совокупности этих отношений выступает, с одной стороны, основным институтом идеологического, юридического и организационного обеспечения прав человека, с другой - она гарантирует их социальную защиту и реальное осуществление во всех сферах общественной жизни. Важную роль в этом деле призвано сыграть политическое образование в области прав и свобод человека. После проведения 23 июня 1998 г. в Республике Беларусь в год 50-летия принятия Генеральной Ассамблеей ООН Всеобщей декларации прав человека парламентских слушаний Министерству образования Республики Беларусь было рекомендовано ввести как обязательный курс в вузах "Права человека", что и было сделано во исполнение этих рекомендаций постановлением коллегии Министерства образования от 30 июня 1998 г.

Что же такое права человека? В политической литературе встречаются различные определения и характеристики прав человека. Это связано с тем, что каждая правящая элита, политическая партия, социальная группа часто вкладывают в это понятие содержание, отражающее их цели, интересы и потребности, которыми, к сожалению, иногда могут спекулировать разбойники и авантюристы, агрессоры и диктаторы, вовлекая народ в бессмысленные и жестокие войны.

В целом права человека представляются как неотъемлемые свободы и права личности, которые они обретают в силу рождения. Это принципы, нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определённые блага (это собственно права).

Ориентация политики на интересы людей, живущих в обществе, её очеловечивание осуществляются с помощью определённых принципов, которые воплощают гуманистические ценности во взаимоотношения между индивидом, обществом, государством. Конкретно этот гуманизм по отношению к миру политики находит выражение в правах человека.

Права человека включают гражданские права и политические свободы, экономические, социальные, культурные права, а также права целых общностей - детей, женщин, национальных меньшинств, народов и т.д. Существует также идея совокупных прав человека. При распространении прав человека на сообщества, группы людей они не отчуждаются от личности.

Термин "права человека" употребляется в двух значениях - узком и широком. В узком значении - те права, которые не предоставляются, а лишь охраняются и гарантируются государством, действуют независимо от Конституции и государственных границ. Это - равенство всех людей перед законом, право на жизнь и телесную неприкосновенность, уважение человеческого достоинства, свобода от произвольного, незаконного ареста или задержания, свобода веры и совести, право родителей на воспитание детей, право на сопротивление угнетателям и др. В широком значении права человека включают обширный комплекс прав и свобод личности, их различные виды.

Рассмотрим структуру прав человека. Все права человека обычно классифицируют по сферам реализации: гражданские (личные, политические, экономические, социальные, культурные и экологические). Гражданские - это естественные, основополагающие, неотъемлемые права человека. Не следует путать с правами гражданина, которые включают весь комплекс прав, обеспечиваемых государством лицам, имеющим гражданство. Гражданские права есть производное от естественного права на жизнь и свободу, которым от рождения обладает каждый человек. Они призваны гарантировать индивиду свободу, защищать личность от произвола со стороны власти и других людей. К гражданским правам относятся: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность; право на защиту чести и доброго имени; на справедливый, независимый и публичный суд, предлагающий защиту обвиняемого; на тайну переписки, телефонных, телеграфных и иных общений; свободу передвижения и выбора места жительства, в том числе право покидать любое государство, включая собственное, и возвращаться в свою страну. Конституции многих государств объединяют гражданские права с политическими, поскольку те и другие направлены на обеспечение свободы личности в её индивидуальном и общественном проявлении.

Политические права определяют возможность активного участия граждан в управлении государством и в общественной жизни. К ним относятся: право человека на гражданство; избирательные права; свобода союзов и ассоциаций, демонстраций и собраний; право на информацию, свобода слова, мнений, в том числе свобода печати, радио и телевидения; свобода совести и др. Необходим регистрационный характер для свободной реализации этих прав, т.е. не предварительное разрешение, а лишь уведомление гражданами соответствующих органов и учёт их предписаний по обеспечению законностей и общественного порядка.

Экономические права связаны с обеспечением свободного распоряжения индивидами предметами потребления и основными факторами хозяйственной деятельности: условиями производства и рабочей силы. Особое место среди экономических прав занимает право частной собственности. Опыт социалистических стран показал, что запрет частной собственности может привести к подрыву инициативного труда, породить массовую безответственность, социальное иждивенчество и т.д. В то же время опыт истории свидетельствует о необходимости права частной собственности, установления допустимых пределов её использования, как это сделано в законодательствах стран ФРГ, Франции, Италии, Швеции и др. В современных условиях идут поиски оптимальных границ сочетания различных форм собственности.

Гражданские, политические и экономические права относят к правам первого поколения; социальные, культурные и экологические - к правам второго поколения.

Социальные права призваны обеспечить материальные условия и достойную жизнь каждому человеку. Их специфика состоит в том, что требует от государства и общества создания целого комплекса материальных благ. Это права на социальное обеспечение, жилище, труд, охрану здоровья.

Культурные права должны гарантировать духовное развитие человека, предоставляя ему право на образование, доступ к культурным ценностям, свободу художественного и технического творчества и др.

Экологические права - это права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причинённого здоровью человека или его имуществу экологическими правонарушениями. Права второго поколения определяют обязанности государства гарантировать каждому человеку достойные условия существования, минимум материальных благ и услуг, необходимый для поддержания человеческого достоинства, нормального удовлетворения первичных потребностей и духовного развития, здоровую окружающую среду.

Реализация идей и требований, выраженных в государственных документах о правах человека, предполагает наличие двух обстоятельств. Во-первых, учёт реально существующих условий жизни государства, состояние его экономики, политики, социальной сферы, государственности, правовой системы. Во-вторых, законопослушание граждан. Состояние прав человека можно рассматривать как показатель гуманизма общества, его общественного строя, национальной культуры при всех имеющихся различиях стран различных континентов.

2. Каковы же источники прав человека? Источниками прав человека, принятыми в международной практике, являются правовое государство, свободное гражданское общество, политический плюрализм, предполагающие высокий уровень культуры граждан. Борьба за права человека всегда была направлена против порабощения индивида обществом, властью. Ценностное содержание прав человека состоит в признании достоинства каждого человека, в равном обеспечении его свободы, защищённости, безопасности. Степень достижения этих ценностей, их претворения в жизнь - показатель гуманности общества.

Какие принципы прав человека можно считать основополагающими? К ним относятся принципы гуманизма, принципы свободы и ответственности граждан, принципы равенства и равноправия.

Принципы гуманизма. Социальными истоками гуманизма явилась появившаяся в сознании людей идея о нравственной ценности человеческой жизни и личности, её свободе, необходимости защиты её достоинства, борьба за её права. Подтверждением этого могут служить произведения эпохи Возрождения, позднейших времён нашего столетия, проникнутые духом гуманизма. Этим принципом пронизаны конституции многих стран мира, включая Конституцию Республики Беларусь от 15 марта 1994 г., документы ООН и её институтов (типа ЮНЕСКО). В современных условиях международное сообщество обеспокоено его нарушением.

Принцип свободы и ответственности граждан. В трактовке свободы чётко обозначились исторический, философский, социальный аспекты, духовное (идеологическое, нравственное) содержание. Свобода человека оказалась теснейшим образом связанной с развитием производительных сил и социально-классовой структурой общества; с типом и формами государственного устройства; с эволюцией взаимоотношения человека с природой; со становлением и развитием самой человеческой личности.

Проблема свободы человека, степень её достижения - главный критерий цивилизованности и демократичности современного общества, его общекультурного развития. Свободный человек принимает решения по своей воле. Однако насколько эти решения и сама свободная деятельность человека согласуются с деятельностью других людей, групповыми и общественными интересами? Свобода и ответственность личности становятся двумя взаимообусловливающими характеристиками её бытия. В любом государстве деятельность личности должна считаться с выполнением ею конституционных обязанностей, с действиями, не причиняющими ущерб государству и обществу.

Подлинная свобода несовместима с безответственностью, вседозволенностью, распущенностью, анархизмом и волюнтаризмом. Тезис "Всё разрешено, что не запрещено законом" означает не только законопослушание. Ведь даже законопослушные люди могут совершать безнравственные поступки. Поскольку общеобязательных законов в области морали не существует, выходит, что может быть санкционирована антимораль, например, акты циничного попрания правил общежития, вопиющая бездуховность, грубость, хамство, нравственная глухота. Без свободы выбора нет и самой свободы, но это должен быть разумный выбор. В правовом государстве конституция и другие законные акты, правовые нормы не должны противоречить высоким требованиям морали. Огромное значение приобретает отбор во властные структуры ответственных людей. Огромную роль играют здесь гласность, СМИ, общественное мнение, а также государственные и общественные институты контроля.

Принцип равенства и равноправия. Принципы равенства провозглашены Декларацией прав человека и гражданина 1789 г. Её первая статья гласит: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в своих правах". Все современные конституции западных стран предусматривают этот принцип как основополагающий в системе прав человека и гражданина, но проблемой остаётся гарантия этих прав (пособие по безработице, социальные пенсии, социальное страхование и т.д.).

Следует остановиться на диалектике прав человека. Надо разграничивать права человека и права гражданина, так как различны источники их возникновения. Первый источник - требование равенства всех людей относительно прав и свобод, вытекающий из политической концепции эпохи Просвещения - способствовал провозглашению теории естественных прав каждого на равенство, свободу, безопасность. Второй источник - борьба с абсолютистскими режимами, монархиями - способствовал развитию прав гражданина. Впервые чётко разделены права человека и права гражданина в "народном соглашении" от 28 ноября 1647 г. в Великобритании. В нём говорилось, что выборы нового парламента - это право гражданина. А во Французской конституции 1789 г. говорилось, что право выбирать религию - это право человека. Последняя зафиксировала и разделила права человека и права гражданина.

Права человека и права другого. Живя в обществе, человек не может быть абсолютно свободен. Требуя от других выполнения правил, соблюдения своих прав, сам человек может забывать о правах других граждан, не хочет выполнять обязанности по отношению к другим людям. Незыблемое правило демократического общества - соблюдение прав другого человека.

Индивидуальные и коллективные права. Права человека носят характер индивидуального права. Однако существует и коллективное право. Его субъекты разнообразны. Это семьи, производственные коллективы, национальные меньшинства, этносы, нации и т.д. В последнее время в связи с активизацией националистических движений особую остроту приобрёл вопрос о соотношении прав народов (наций) на самоопределение с основополагающими правами человека.

Права человека весьма разнообразны. Выражая общечеловеческие ценности, они учитывают специфику отдельных общественных групп, например, детей, беженцев, заключённых. В последние десятилетия в рамках ОБСЕ разрабатывается каталог прав человека, который дополнит и уточнит права человека.

Права человека и интересы государства. Ответственность личности. Права человека тесно связаны с интересами государства. В их диалектике первенство принадлежит интересам человека, его правам. Но пока в демократических государствах существуют определённые ограничения прав и свобод человека. Формирование правового государства, гражданского общества расширит гарантии прав человека. Вместе с тем важнейшее значение приобретает также вопрос об ответственности личности перед государством.

Права человека как критерий гуманизма политики. Практическая реализация всего комплекса прав человека - сложная всеобъемлющая задача, степень решения которой характеризует уровень развития, прогрессивность, гуманизм отдельных стран и человеческой цивилизации. В современном мире соблюдение и всё более конкретное наполнение прав человека являются важнейшим критерием внутренней и международной политики, её гуманного человеческого измерения. Через уважение прав человека утверждается верховная ценность личности в отдельных странах и в мире в целом. Их соблюдение служит необходимым условием здорового экономического развития, торжества в политике здравого смысла, предотвращения агрессивной внутренней и внешней политики.

Универсальны ли права человека? Пока ещё не все государства в мире признали права человека. Опыт человечества свидетельствует, что экономическое и социальное развитие стран ведёт к росту самосознания личности, его индивидуальности, возникает стремление к свободе, осознанию человеческого достоинства и прав человека, что стимулирует общественный прогресс. Поэтому всё более полная реализация прав личности, которая учитывает национальные особенности, - задача всего человечества.

Всё изложенное подводит нас к выводу о том, что достижение прав человека, его свобод неразрывно связано с развитием всего общества, его движением к прогрессу и развитием самого человека как индивидуальности.