ЛЕКЦИЯ 13. ЛИЧНОСТЬ, ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА

Глоссарий

Аффект- психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное, эмоциональное пе­реживание, при котором происходит нарушение волевого контроля.

Амбивалентность- одновременное переживание противополож­ных эмоций и чувств (характер, радости и горя, смеха и печали).

Апатия- психическое состояние, вызванное утомлением, тяже­лым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере инте­реса и безразличии к окружающему.

Вдохновение- психическое состояние, в состав которого вхо­дят стенические эмоции и творческое мышление.

Депрессия- подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.

Ирония— тонкая, скрытая насмешка при внешнем вполне поло­жительном, даже одобрительном отношении к тому, о ком идет речь.

Интеллектуальные чувства— чувства, связанные с познава­тельной деятельностью.

Любознательность- интеллектуальное чувство, проявляющее­ся как потребность в познании.

Нравственные чувства- переживания человека в его отноше­ниях к другим и к обществу.

Страсть- эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин: интересы, убеждения.

Стресс— состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанного с эмоциональной перегрузкой.

Тревога- начальная стадия стресса, которая перестает в состоя­ние некоторого страха перед трудностями.

Чувство- психический процесс, который заключается в пережи­вании в различной форме, это внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.

Эмоция- реакция человека и животного на воздействие внут­ренних и внешних раздражителей.

Эстетические чувства- чувства красоты, которые ярко прояв­ляются при восприятии произведений искусства, явлений природы, со­бытий общественной жизни.

 

В психологии широко употребляются близкие, но не тождествен­ные понятия: человек, индивид, личность и индивидуальность.

Специфической особенностью человека как биологического су­щества, принадлежащего к классу млекопитающих, является прямо-хождение, приспособленность рук к определенной деятельности, высокоразвитый мозг.

Как общественное существо человек наделен сознанием, благо­даря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и инте­ресами. Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид». В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. А о человеке как о личности мож­но говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности.

Личность представляет собой антогенетическое приобретение че­ловека, результат сложного процесса его социального развития, кото­рое происходит в тесной взаимосвязи с развитием общества. Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью.

Личность находится в сфере влияния различных отношений, про­цесс становления личности длительный и сложный. В результате на­копления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд на окружающее, формируется способность к самостоятельному, со­знательному отражению действительности, носящему индивидуальный характер.

Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других свойств личности.

Понимание природы индивидуальности тесно связано с выявле­нием роли биологического и социального в личности. Здесь суще­ствуют разные подходы.

Биологизаторы считают, что ведущая роль принадлежит биологи­ческим процессам созревания организма, что основные психические свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу.

Пример биогенетической концепции Э. Кречмера - представителя немецкой «конституционной психологии». Разрабатывая проблемы ти­пологии личности на основе типа телосложения, он считал, что между физическим телом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.

Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейда. Согласно его учению, все поведение человека обусловлено бессознательными биологическими влечениями и инстинктами.

В противоположность биогенетическому подходу, отправной точ­кой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теориистараются объяснить особенности лич­ности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаи­моотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.

Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория на­учения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения есть результат под­крепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер). На Западе также существуют теория ролей, «теория поля» и т.д. В итоге каждая из них объясняет социальное поведение челове­ка, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться.

Психогенетический подходне отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических про­цессов. Здесь выделяются следующие течения:

- концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называет психодинамическими (американский психолог Э. Эринсон);

- концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнивистскими (Ж. Плаже, Дж. Колли и др.);

- - концепции, в центре внимания которых стоит развитие личнос­ти в целом, называют персонологическими (Э. Ипрангер, К. Бюгер, А.Маслар).

Современная психология считает, что личность бисоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.

Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычай­но важное значение имеет активность самой личности. Именно актив­ность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности.

Основу личности составляет ее структуру, т.е. относительно ус­тойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостно­го образования.

В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности. Структура личности по С.Л. Рубинштейну:

1. Направленность - проявляется в потребности, интересах идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения.

2. Знание, умения, навыки - приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.

3. Индивидуально-типологические особенности - проявляются в темпераменте, характере, способностях.

3. Фрейд - основоположник теории и практики психоанализа. Основные положения это теории следующие: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рожде­ния, передающиеся по наследству. 3. Фрейд выделяет 2 потребности, которые определяют психическую активность человека: «либидо» и «агрессию». Структура личности по 3. Фрейду: эго, суперэго и ид.

Новое понимание трактовки бессознательного было предложено неофрейдистами (Н. Юнг, А. Адлер, Э. Фрамм и др.), которые высту­пили против чрезмерной биологизаторской концепции 3. Фрейда, пы­таясь социологизировать его учение.