ЛЕКЦИЯ 13. ЛИЧНОСТЬ, ТЕОРИИ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ СТРУКТУРА
Глоссарий
Аффект- психологическое состояние, в основе которого лежит сильное, бурное и относительно кратковременное, эмоциональное переживание, при котором происходит нарушение волевого контроля.
Амбивалентность- одновременное переживание противоположных эмоций и чувств (характер, радости и горя, смеха и печали).
Апатия- психическое состояние, вызванное утомлением, тяжелым переживанием или заболеванием, проявляющееся в потере интереса и безразличии к окружающему.
Вдохновение- психическое состояние, в состав которого входят стенические эмоции и творческое мышление.
Депрессия- подавленное настроение, связанное со снижением побуждений, заторможенностью движений.
Ирония— тонкая, скрытая насмешка при внешнем вполне положительном, даже одобрительном отношении к тому, о ком идет речь.
Интеллектуальные чувства— чувства, связанные с познавательной деятельностью.
Любознательность- интеллектуальное чувство, проявляющееся как потребность в познании.
Нравственные чувства- переживания человека в его отношениях к другим и к обществу.
Страсть- эмоциональное состояние повышенного напряжения, возникающее под влиянием различных причин: интересы, убеждения.
Стресс— состояние длительного и сильного психологического напряжения, связанного с эмоциональной перегрузкой.
Тревога- начальная стадия стресса, которая перестает в состояние некоторого страха перед трудностями.
Чувство- психический процесс, который заключается в переживании в различной форме, это внутреннее отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает.
Эмоция- реакция человека и животного на воздействие внутренних и внешних раздражителей.
Эстетические чувства- чувства красоты, которые ярко проявляются при восприятии произведений искусства, явлений природы, событий общественной жизни.
В психологии широко употребляются близкие, но не тождественные понятия: человек, индивид, личность и индивидуальность.
Специфической особенностью человека как биологического существа, принадлежащего к классу млекопитающих, является прямо-хождение, приспособленность рук к определенной деятельности, высокоразвитый мозг.
Как общественное существо человек наделен сознанием, благодаря которому способен не только сознательно отражать мир, но и преобразовывать его в соответствии со своими потребностями и интересами. Факт принадлежности живого существа к человеческому роду отражается в понятии «индивид». В понятии «индивид» воплощена родовая принадлежность человека. А о человеке как о личности можно говорить лишь с некоторого этапа его жизнедеятельности.
Личность представляет собой антогенетическое приобретение человека, результат сложного процесса его социального развития, которое происходит в тесной взаимосвязи с развитием общества. Процесс становления личности осуществляется в многообразных социальных отношениях, в которые он включается своей духовностью.
Личность находится в сфере влияния различных отношений, процесс становления личности длительный и сложный. В результате накопления знаний и опыта у личности складывается определенный взгляд на окружающее, формируется способность к самостоятельному, сознательному отражению действительности, носящему индивидуальный характер.
Индивидуальность каждой личности проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и других свойств личности.
Понимание природы индивидуальности тесно связано с выявлением роли биологического и социального в личности. Здесь существуют разные подходы.
Биологизаторы считают, что ведущая роль принадлежит биологическим процессам созревания организма, что основные психические свойства как бы заложены в самой природе человека, определяющей его жизненную судьбу.
Пример биогенетической концепции Э. Кречмера - представителя немецкой «конституционной психологии». Разрабатывая проблемы типологии личности на основе типа телосложения, он считал, что между физическим телом человека и особенностями его развития должна существовать какая-то однозначная связь.
Особенно ярко биологизм выступает в трактовке личности 3. Фрейда. Согласно его учению, все поведение человека обусловлено бессознательными биологическими влечениями и инстинктами.
В противоположность биогенетическому подходу, отправной точкой которого являются процессы, происходящие внутри организма, социогенетические теориистараются объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений с окружающими людьми. Так, согласно теории социализации, человек рождаясь биологической особью, становится личностью лишь благодаря воздействию социальных условий жизни.
Другой концепцией этого ряда служит так называемая теория научения. Согласно ей жизнь личности, ее отношения есть результат подкрепляемого научения, усвоения суммы знаний и навыков (Э. Торндайк, Б. Скиннер). На Западе также существуют теория ролей, «теория поля» и т.д. В итоге каждая из них объясняет социальное поведение человека, исходя из замкнутых в себе свойств среды, к которой человек вынужден как-то приспосабливаться.
Психогенетический подходне отрицает ни биологии, ни среды, но на первый план выдвигает развитие собственно психических процессов. Здесь выделяются следующие течения:
- концепции, объясняющие поведение главным образом через эмоции, влечения и другие внерациональные компоненты психики, называет психодинамическими (американский психолог Э. Эринсон);
- концепции, отдающие предпочтение развитию познавательных сторон интеллекта, называют когнивистскими (Ж. Плаже, Дж. Колли и др.);
- - концепции, в центре внимания которых стоит развитие личности в целом, называют персонологическими (Э. Ипрангер, К. Бюгер, А.Маслар).
Современная психология считает, что личность бисоциальна. Вся психическая деятельность личности определяется единством общих факторов, взаимодополняющих и определяющих друг друга.
Наряду с биологическими и социальными факторами чрезвычайно важное значение имеет активность самой личности. Именно активность обеспечивает взаимодействие с окружающим миром, приспособление к окружающей среде и ее изменение, стимулирует участие личности в жизни и деятельности.
Основу личности составляет ее структуру, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.
В современной психологии имеется несколько точек зрения на то, что представляет собой внутренний склад личности. Структура личности по С.Л. Рубинштейну:
1. Направленность - проявляется в потребности, интересах идеалах, убеждениях, доминирующих мотивах деятельности и поведения.
2. Знание, умения, навыки - приобретаются в процессе жизни и познавательной деятельности.
3. Индивидуально-типологические особенности - проявляются в темпераменте, характере, способностях.
3. Фрейд - основоположник теории и практики психоанализа. Основные положения это теории следующие: источником активности человека являются инстинктивные побуждения, данные ему от рождения, передающиеся по наследству. 3. Фрейд выделяет 2 потребности, которые определяют психическую активность человека: «либидо» и «агрессию». Структура личности по 3. Фрейду: эго, суперэго и ид.
Новое понимание трактовки бессознательного было предложено неофрейдистами (Н. Юнг, А. Адлер, Э. Фрамм и др.), которые выступили против чрезмерной биологизаторской концепции 3. Фрейда, пытаясь социологизировать его учение.