I. Учебные цели: Знать: особенности устройства и действия тормозной системы. Расположение агрегатов и узлов тормозной системы на автомобиле. Основные неисправности тормозной системы и способы их устранения.
II. Воспитательные цели:
Глубоко осознать необходимость знания устройства автомобильной техники для поддержания ее в постоянном исправном состоянии, готовом к использованию по назначению.
Расчет учебного времени:
Содержание занятия
Время, мин.
ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:
1.Общее устройство и принцип действия тормозной системы автомобиля КамАЗ – 4310.
2.Рабочая, стояночная, вспомогательная, запасная тормозные системы.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
IV. Учебно-материальное обеспечение:
1. Плакаты по устройству системы питания двигателей.
2. Учебные и разрезные агрегаты.
V. Ход занятия:
Учебные вопросы, их краткое содержание
и время на их изложение
Методические
указания
I. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ - 10 мин.
· Принять рапорт дежурного по взводу.
· Провести проверку наличия студентов по журналу взвода.
· Провести контрольный опрос студентов по пройденному материалу .
II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ – 75 мин.
Учебные вопросы:
1.Общее устройство и принцип действия тормозной системы автомобиля КамАЗ – 4310.
Автомобили и автопоезда КамАЗ оборудованы четырьмя автономными тормозными системами: рабочей, запасной, стояночной и вспомогательной. Хотя эти системы имеют общие элементы, работают они независимо и обеспечивают высокую эффективность торможения в любых условиях эксплуатации. Кроме того, автомобиль оснащен приводом аварийного растормаживания, обеспечивающим возможность возобновления движения автомобиля (автопоезда) при автоматическом его торможении из-за утечки сжатого воздуха, аварийной сигнализацией и контрольными приборами, позво-ляющими следить за работой пневмопривода.
Тормозная система автомобилей КАМАЗ содержит:
- одноцилиндровый компрессор производительностью 380 л/мин при противодавлении 0,7 МПа (7 кгс/см2) и оборотах двигателя 2200 об/мин;
- управление рабочими тормозами осуществляется двухсекционным тормозным краном с подвесной педалью, установленной на передней панели кабины;
- блока защитных клапанов;
- ускорительный клапан в магистрали контура II тормозной системы для уменьшения времени срабатывания тормозов задней тележки;
- соединительных головок типа «Палм»
Техническая характеристика
Тормозные механизмы
Барабанного типа, с двумя внутренними колодками и разжимным устройством с S-образным кулаком
Диаметр барабана, мм
Ширина накладок, мм
Суммарная площадь накладок, мм2
Длина регулировочного рычага, мм
Тормозные камеры:
Диафрагменные, тип 24 Диафрагменные, тип 24/24, в одном агрегате с пружинными энергоаккумуляторами
переднего моста
заднего моста
Компрессор:
тип
Поршневой, двухцилиндровый, с жидкостным охлаждением и принудительной смазкой
диаметр цилиндра и ход поршня, мм подача при противодавлении 7 кгс/см2 и частоте вращения коленчатого вала 2000 об/мин, л/мин
60x38
привод
Шестеренный, через шестерни привода агрегатов
Передаточное число 0,94
Противодавление в выпускной системе при закрытых заслонках моторного тормоза, кгс/см2
1,7-1,9
Воздушные баллоны:
число общий
объем, л
Тормозные механизмы (рис. 1) установлены на всех шести колесах автомобиля, основной узел тор мозного механизма смонтирован на суппорте 2, жестко связанном с фланцем моста. На эксцентрики осей 1, закрепленные в суппорте, свободно опираются две тормозные колодки 7 с прикрепленными к ним фрикционными накладками 9, выполненными по серповидному профилю в соответствии с характером их износа.
Оси колодок с эксцентричными опорными поверхностями позволяют при сборке тормозных механизмов правильно сцентрировать колодки относительно тормозного барабана.
Тормозной барабан крепится к ступице колеса пятью болтами.
При торможении колодки раздвигаются S-образным кулаком 12 и прижимаются к внутренней поверхности барабана. Между разжимным кулаком 12 и колодками 7 установлены ролики 13, снижающие трение и улучшающие эффективность торможения. В отторможенное состояние колодки возвращаются четырьмя оттяжными пружинами 8.
Разжимной кулак 12 вращается в кронштейне 10, прикрепленном к суппорту болтами. На этом кронштейне устанавливается тормозная камера. На конце вала разжимного кулака установлен регулировочный рычаг 14 червячного типа, соединенный со штоком тормозной камеры при помощи вилки и пальца. Щиток, прикрепленный болтами к суппорту, защищает тормозной механизм от грязи.
Регулировочный рычаг предназначен для уменьшения зазора между колодками и тормозным барабаном, увеличивающимся вследствие износа фрикционных накладок. Устройство регулировочного рычага показано на рис 2.