Четверть I
Дата: «28» октября 2010 г.
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Урок в 4 «Б» классе
Тема: Жанр песни: углубление в тему.
Цель урока:Расширение знаний о жанре песни
Оборудование:магнитофон, фортепиано, презентация, иллюстрации, нотный материал: А.Кудрявцев “Пешком шагали мышки”; Д. Кабалевский “Наш край”; М. Красев “Осень”; русская народная песня «А я по лугу»; диск с музыкальными записями: 1. И. Дунаевский «Марш весёлых ребят»; 2. Д.Кабалевский “Клоуны”
Содержание этапов урока, распределение времени | Задачи | Методы | Средства(словесные, наглядные, предметные, технические) |
1. Музыкальное приветствие «Здравствуйте, ребята…» - 2 мин. | Мобилизовать внимание, настроиться на рабочий лад | Репродуктивный. | Фортепиано |
2.Повторение пройденного материала: жанр танца и марша - 10 мин. | Закрепить пройденный материал | Проблемный метод, репродуктивный, метод наглядно-слухового показа | Магнитофон, иллюстрации, диск с музыкальными записями: 1. И. Дунаевский «Марш весёлых ребят»; 2. Д.Кабалевский “Клоуны”; |
3.Пение песни «Пешком шагали мышки» - 13 мин. | Развить навыки хорового пения. | Иллюстративный метод | Нотный материал: А.Кудрявцев “Пешком шагали мышки” |
4. Изучение нового материала: жанр песни (углубление в тему) - 15 мин. | 1.Расширить знания о жанре песни. 2. Развить умение эмоционально отзываться на музыку | Информативный, проблемный, репродуктивный, метод наглядно-слухового показа | Иллюстрации, презентация, нотный материал: 1.Д.Кабалевский “Наш край”; 2.М.Красев “Осень”; 3.русская народная песня “А я по лугу” |
5. Заключение, подведение итогов – 5 мин. | Закрепить пройденный на роке материал | Контроль и самоконтроль |
Ход урока
1. Дети входят в класс.
(Звучит музыка Д.Кабалевского “Клоуны”)
2. Ребята, сегодня мы продолжим наше путешествие в необыкновенный воображаемый мир. Его невозможно потрогать руками, увидеть глазами, понюхать или попробовать на вкус. Зато можно воспринять всем сердцем и душой. Приступаем к изучению маршрута.
Мы направляемся в МОРЕ МУЗЫКИ. Ой, ребята, а один из обитателей моря музыки уже здесь! Какой “кит” “проплыл” когда мы входили в класс?
Отвечают (танец)
(Слайд №3 из презентации)
Почему вы так думаете? Как вы узнали?
Отвечают (Характер произведения танцевальный, смешной.)
Кто, по вашему мнению, может так задорно и смешно танцевать? Кто нам дарит смех и радость?
Отвечают (Клоуны)
(Слайд №4 из презентации)
Конечно клоуны. И произведение называется “Клоуны”, а сочинил его замечательный композитор и друг всех ребят Д. Б. Кабалевский.
Скажите, ребята, а кто может танцевать? Как можно танцевать?
Отвечают (парами, ансамблем, солистом.)
(Слайд №5 из презентации)
Вот жители сказочного леса тоже могут танцевать. В этом мы сейчас убедимся в игре “Кто танцует”
(Работа с карточками. Учитель играет фрагменты танцевальной музыки, учащиеся поднимают карточку с изображением того или иного “жителя” леса)
Молодцы!
Ребята, закрыли глазки и превратились в “Большое ухо”.
(Звучит «Марш весёлых ребят» И. Дунаевского)
Какой “кит” сейчас “проплыл” в нашем классе?
Отвечают. (Марш)
(Слайд №1 из презентации)
А какой характер у марша?
Отвечают. (Маршевый, бодрый, четкий.)
А кто может шагать под марш?
Отвечают (Все – солдаты, дети, солдатики игрушечные.)
(Слайд №2 из презентации)
Ребята, давайте сейчас поиграем в игру “Угадай, кто шагает?”
(Учитель исполняет различные марши – военный, детский, марш оловянных солдатиков – а учащиеся изображают соответствующие движения)
Молодцы! А мышки могут шагать?
Отвечают.
3. А давайте разучим с вами песню как раз про мышек «Пешком шагали шагали мышки» А. Кудрявцева
Разучивание песни:
o Исполнение учителем
o Разучивание текста 1 куплета (2-3)
o Разучивание мелодии с текстом по фразам
o Исполнение песни без аккомпанемента
o Пение с аккомпанементом
Какие бывают марши?
Отвечают (различные)
4. Ребята, закрыли глазки и превратились в “Большое ухо”.
(В исполнении учителя звучит песня Д.Б.Кабалевского “Наш край” )
Какой “кит” сейчас “проплыл” в нашем классе?
Отвечают (Песня)
(Слайд №6 из презентации)
Кто может исполнять песню?
Отвечают (все)
(Слайд №7 из презентации)
Правильно. Кто узнал эту песню? Как она называется?
Отвечают (“Наш край”)
Ребята о чем поется в этой песне?
Отвечают (О родной земле, о природе, о красоте)
А какой характер песни?
Отвечают (Нежный, ласковый)
Правильно. Значит и исполнять её нужно ласково, звуковедение плавное, в спокойном темпе.
( Учитель исполняет фрагмент песни “А я по лугу”)
Какая по характеру песня?
Отвечают (шутливая)
(Учитель исполняет песню Красева «Осень»)
Ребята о чем поется в этой песне?
Отвечают (об осени)
Какой характер песни?
Отвечают (Грустный, печальный)
Да, мелодия грустная, но светлая. Как и время года, которое нам она нарисовала.
(Поём песню с аккомпанементом)
5. Ребята, а какими красками “рисует” музыка?
Отвечают (Музыкальными)
Прислушайтесь, мои фантазеры! Слышите? Это шумит МОРЕ ЗВУКОВ!
На этом уроке по музыкальному мору нас сопровождали 3 кита. Больше всего мы узнали о ките по имени «Песня».
Какие сегодня на уроке звучали песни?
Отвечают (“Пешком шагали мышки”, “Наш край”, “Осень”, “А я по лугу”)
Какие они по характеру одинаковые или различные?
Отвечают (Различные – веселые, грустные, нежные, шутливые)
Правильно, ребята.
Песни бывают разные, но любую песню можно спеть.
«__» ______________ 2010 г. Оценка ___________________
Методист _________________
Учитель ______________________