Четверть I

Дата: «29» октября 2010 г.

РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ

Література

 

 

До конспекту додаються обов’язкові для домашнього читання файли

  1. О.Л. Голубева. «Основы композиции». Москва 2004, Издательский дом «Искусство».
  2. Р. Паранюшкин «Композиция. Теория и практика изобразительного искусства». Ростов-на-Дону, Феникс 2005
  3. Очень простой и лаконічній пример. Посмотрите!

http://fototips.ru/tips/10-pravil-kompozicii/

 

Урок в 4 «Б» классе

Тема: Танцы белорусского народа: углубление в тему

Цель урока:Расширить знания о белорусской народной танцевальной музыке.

Оборудование:магнитофон, фортепиано, нотный материал: белорусская народная песня-танец «Бульба-полька», иллюстрации: танец «Крыжачок», белорусский арнамент, замок в Несвиже, Мирский замок, презентация, диск с музыкальными записями: 1. танцы «Янка-полька»; 2. «Микита»; 3. «Лявониха»; 4. «Бульба-полька; 5. танец «Крыжачок»; 6. танец «Ягелонски рукапис» из «Полацкага сшытка; 7. танец «Куранта» из «Полацкага сшытка»; 8. «Неторжественный выход через неглавные ворота» из цикла «Музыка для города Несвижа» Дмитрия Лыбина.

 

Содержание этапов урока, распределение времени Задачи Методы Средства(словесные, наглядные, предметные, технические)
1. Организационный момент, приветствие - 2 мин.   Мобилизовать внимание, установить рабочую обстановку Репродуктивный.   Фортепиано
2. Повторение пройденного Проверить уровень знаний и закрепить их. Репродуктивный, проблемно-поисковой    
3.Изучение нового материала: танцы белорусского народа - 10 мин. 1.Сформировать умение различать белорусские народные танцы 2.Привести к осмыслению выразительности и оригинальности белорусских танцев Информативный, метод сравнения и наглядно-слухового показа Магнитофон; диск с музыкальными записями: танцы 1.«Янка-полька»; 2.«Микита»; 3.«Лявониха»; 4.«Бульба-полька; 5.танец «Крыжачок»; иллюстрации; презентация
4.Разучивание песни - 15 мин. Развить навыки хорового пения и музыкально-ритмических движений.   Метод наглядно-слухового показа, иллюстративный Нотный материал: песня-танец «Бульба-полька»; фортепиано
5. Продолжение изложения нового материала: танцы не исконно белорусские, «Полацкi сшытак», музыка в белорусских замках     6. Заключение, подведение итогов – 3 мин. 1.Расширить знания о белорусских танцах; 2.Сформировать представление о разнообразии танцев Беларуси     Закрепить пройденный на уроке материал Информативный, метод наглядно-слухового показа   Контроль и самоконтроль Магнитофон; диск с музыкальными записями: 1.танец «Ягелонски рукапис» («Полацкi сшытак»); 2.танец «Куранта» («Полацкi сшытак»; 3.«Неторжественный выход через неглавные ворота» из цикла «Музыка для города Несвижа» Дмитрия Лыбина; иллюстрации, презентация  

 

Ход урока

1. Приветствие.

Повторение пройденного на прошлом уроке.

2. В белорусской музыке широко распространены песни-танцы. Они исполняются с инструментальным сопровождением. Песни-танцы отличаются весёлым настроением, быстрым стремительным движением. Какие вы знаете наиболее известные белорусские песни-танцы?

Отвечают («Янка-полька», «Микита», «Лявониха», «Бульба-полька»)

Предлагаю сейчас послушать эти танцы, и узнать, что же в них общего?

(Звучат танцы «Янка-полька», «Микита», «Лявониха», «Бульба-полька»)

Отвечают (Весёлый характер, народные инструменты, быстрый темп)

Один из наиболее популярных в Беларуси танцев – крыжачок. Его название пошло от белорусского слова «крыж» (крест). Рисунок танца и правда напоминает крестики. Крест часто употребляется в белорусском орнаменте.

( Звучит танец «Крыжачок» + иллюстрация танца, белорусского орнамента).

 

3. А сейчас я предлагаю вам разучить одну из белорусских народных песен-танцев – «Бульбу-польку»

Разучивание песни:

o Исполнение учителем

o Разучивание текста 1 куплета (2-3)

o Разучивание мелодии с текстом по фразам

o Исполнение песни без аккомпанемента

o Пение с аккомпанементом

Давайте добавим к песне ещё и танцевальные движения. Только помните, что у мальчиков и девочек движения должны быть разными.

В этой песне речь идёт об картошке – «бульбе» -- одной из сельскохозяйственных культур в Беларуси. Похоже ли это произведение на трудовую песню?

Отвечают.

 

4. Некоторые танцы пришли в Беларусь из других стран. Среди них – куранта, павана и другие. Оказавшись на белорусской земле, они приобрели белорусские черты. Их мелодии варьировались, в них проникали белорусские интонации.

Примеры стародавней танцевальной музыки сохранились в «Полацким сшытку». «Полацки сшытак» -- яркий образец белорусской музыки 17 века. Он включает в себя более 60 вокальных и инструментальных произведений.

(Звучит танец «Ягелонски рукапис» из «Полацкага сшытка»)

Куранта – подвижный ритмический танец. В переводе с французского языка слово «куранта» обозначает «текучая». Куранта была очень популярным танцем в 16 веке. Она напоминала танцевальную игру с подскоками.

(Звучит танец «Куранта» из «Полацкага сшытка»)

Вам известно, что на территории нашей страны находится много архитектурных памятников. Некоторые из них имеют мировое значение.

(Иллюстрации Дворца в Несвиже, Мирского замка)

Величие замков и дворцов часто вдохновляет современных белорусских композиторов. Они пишут произведения, которые содержат в себе черты старинной и современной музыки.

( Звучит « Неторжественный выход через неглавные ворота» из цикла «Музыка для города Несвижа» Дмитрия Лыбина)

Музыка звучит в стенах замков и сегодня. Там проходят музыкальные праздники, концерты и фестивали. Именно через музыку мы имеем возможность рассказать про нашу Беларусь всему свету.

5. Подведение итогов урока.

 

«__» ______________ 2010 г. Оценка ___________________

Методист _________________

Учитель ____________________