Четверть I
Дата: «29» октября 2010 г.
РАЗВЕРНУТЫЙ ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА МУЗЫКИ
Література
До конспекту додаються обов’язкові для домашнього читання файли
- О.Л. Голубева. «Основы композиции». Москва 2004, Издательский дом «Искусство».
- Р. Паранюшкин «Композиция. Теория и практика изобразительного искусства». Ростов-на-Дону, Феникс 2005
- Очень простой и лаконічній пример. Посмотрите!
http://fototips.ru/tips/10-pravil-kompozicii/
Урок в 4 «Б» классе
Тема: Танцы белорусского народа: углубление в тему
Цель урока:Расширить знания о белорусской народной танцевальной музыке.
Оборудование:магнитофон, фортепиано, нотный материал: белорусская народная песня-танец «Бульба-полька», иллюстрации: танец «Крыжачок», белорусский арнамент, замок в Несвиже, Мирский замок, презентация, диск с музыкальными записями: 1. танцы «Янка-полька»; 2. «Микита»; 3. «Лявониха»; 4. «Бульба-полька; 5. танец «Крыжачок»; 6. танец «Ягелонски рукапис» из «Полацкага сшытка; 7. танец «Куранта» из «Полацкага сшытка»; 8. «Неторжественный выход через неглавные ворота» из цикла «Музыка для города Несвижа» Дмитрия Лыбина.
Содержание этапов урока, распределение времени | Задачи | Методы | Средства(словесные, наглядные, предметные, технические) |
1. Организационный момент, приветствие - 2 мин. | Мобилизовать внимание, установить рабочую обстановку | Репродуктивный. | Фортепиано |
2. Повторение пройденного | Проверить уровень знаний и закрепить их. | Репродуктивный, проблемно-поисковой | |
3.Изучение нового материала: танцы белорусского народа - 10 мин. | 1.Сформировать умение различать белорусские народные танцы 2.Привести к осмыслению выразительности и оригинальности белорусских танцев | Информативный, метод сравнения и наглядно-слухового показа | Магнитофон; диск с музыкальными записями: танцы 1.«Янка-полька»; 2.«Микита»; 3.«Лявониха»; 4.«Бульба-полька; 5.танец «Крыжачок»; иллюстрации; презентация |
4.Разучивание песни - 15 мин. | Развить навыки хорового пения и музыкально-ритмических движений. | Метод наглядно-слухового показа, иллюстративный | Нотный материал: песня-танец «Бульба-полька»; фортепиано |
5. Продолжение изложения нового материала: танцы не исконно белорусские, «Полацкi сшытак», музыка в белорусских замках 6. Заключение, подведение итогов – 3 мин. | 1.Расширить знания о белорусских танцах; 2.Сформировать представление о разнообразии танцев Беларуси Закрепить пройденный на уроке материал | Информативный, метод наглядно-слухового показа Контроль и самоконтроль | Магнитофон; диск с музыкальными записями: 1.танец «Ягелонски рукапис» («Полацкi сшытак»); 2.танец «Куранта» («Полацкi сшытак»; 3.«Неторжественный выход через неглавные ворота» из цикла «Музыка для города Несвижа» Дмитрия Лыбина; иллюстрации, презентация |
Ход урока
1. Приветствие.
Повторение пройденного на прошлом уроке.
2. В белорусской музыке широко распространены песни-танцы. Они исполняются с инструментальным сопровождением. Песни-танцы отличаются весёлым настроением, быстрым стремительным движением. Какие вы знаете наиболее известные белорусские песни-танцы?
Отвечают («Янка-полька», «Микита», «Лявониха», «Бульба-полька»)
Предлагаю сейчас послушать эти танцы, и узнать, что же в них общего?
(Звучат танцы «Янка-полька», «Микита», «Лявониха», «Бульба-полька»)
Отвечают (Весёлый характер, народные инструменты, быстрый темп)
Один из наиболее популярных в Беларуси танцев – крыжачок. Его название пошло от белорусского слова «крыж» (крест). Рисунок танца и правда напоминает крестики. Крест часто употребляется в белорусском орнаменте.
( Звучит танец «Крыжачок» + иллюстрация танца, белорусского орнамента).
3. А сейчас я предлагаю вам разучить одну из белорусских народных песен-танцев – «Бульбу-польку»
Разучивание песни:
o Исполнение учителем
o Разучивание текста 1 куплета (2-3)
o Разучивание мелодии с текстом по фразам
o Исполнение песни без аккомпанемента
o Пение с аккомпанементом
Давайте добавим к песне ещё и танцевальные движения. Только помните, что у мальчиков и девочек движения должны быть разными.
В этой песне речь идёт об картошке – «бульбе» -- одной из сельскохозяйственных культур в Беларуси. Похоже ли это произведение на трудовую песню?
Отвечают.
4. Некоторые танцы пришли в Беларусь из других стран. Среди них – куранта, павана и другие. Оказавшись на белорусской земле, они приобрели белорусские черты. Их мелодии варьировались, в них проникали белорусские интонации.
Примеры стародавней танцевальной музыки сохранились в «Полацким сшытку». «Полацки сшытак» -- яркий образец белорусской музыки 17 века. Он включает в себя более 60 вокальных и инструментальных произведений.
(Звучит танец «Ягелонски рукапис» из «Полацкага сшытка»)
Куранта – подвижный ритмический танец. В переводе с французского языка слово «куранта» обозначает «текучая». Куранта была очень популярным танцем в 16 веке. Она напоминала танцевальную игру с подскоками.
(Звучит танец «Куранта» из «Полацкага сшытка»)
Вам известно, что на территории нашей страны находится много архитектурных памятников. Некоторые из них имеют мировое значение.
(Иллюстрации Дворца в Несвиже, Мирского замка)
Величие замков и дворцов часто вдохновляет современных белорусских композиторов. Они пишут произведения, которые содержат в себе черты старинной и современной музыки.
( Звучит « Неторжественный выход через неглавные ворота» из цикла «Музыка для города Несвижа» Дмитрия Лыбина)
Музыка звучит в стенах замков и сегодня. Там проходят музыкальные праздники, концерты и фестивали. Именно через музыку мы имеем возможность рассказать про нашу Беларусь всему свету.
5. Подведение итогов урока.
«__» ______________ 2010 г. Оценка ___________________
Методист _________________
Учитель ____________________