Схемы с одной системой сборных шин

Состав оборудования и классификация схем РУ

Лекция №9. Схемы распределительных устройств

Содержание лекции:классификация схем и схемы с одной системой сборных шин.

Цель лекции:изучение схем РУ с одной системой сборных шин.

В состав однолинейной схемы входят все присоединения с выключателями, разъединителями и измерительными трансформаторами, сборные шины, токоограничивающие реакторы и устройства защиты от перенапряжений.

Все присоединения образуют ячейки, которые соответствующим образом располагаются на территории подстанции, определяя место подключения к сборным шинам. Сборные шины с присоединениями и образуют РУ соответствующего напряжения.

В зависимости от напряжения электроустановки, количества присоединений, необходимости обеспечения надежности электроснабжения и гибкости, удобства ремонта и обслуживания применяются различные схемы РУ: с одной системой сборных шин, одной рабочей и обходной системой сборных шин, с двумя системами сборных шин, с двумя рабочими и одной обходной системами сборных шин, кольцевые схемы и др.

Схемы РУ можно классифицировать и по количеству выключателей на одно присоединение: с двумя выключателями на присоединение; с одним выключателем на присоединение; дробные схемы (с тремя выключателями на два присоединения, с тремя выключателями на четыре присоединения) и т.д.

Наиболее простой является схема с одной несекционированной системой сборных шин, как это показано на рисунке 9.1 а. Схема проста и наглядна. На каждую цепь приходится один выключатель, который служит для отключения и включения этой цепи в нормальных и аварийных режимах. Операции с разъединителями необходимы только при выводе присоединения в целях обеспечения безопасного производства работ.

Для ремонта сборных шин и шинных разъединителей любого присоединения необходимо полностью снять напряжение со сборных шин, т. е. отключить источники питания. Короткое замыкание на сборных шинах (точка К2) также вызывает отключение источников питания, т. е. прекра­щение электроснабжения потребителей.

Рисунок 9.1- Схемы с одной системой сборных шин, не секционированных (а) и секционированных (б)

Секционирование выключателем сохраняет достоинства схем с одиночной системой шин, а авария на сборных шинах приводит к от­ключению только одного источника и половины потребителей.

Схема с одной системой сборных шин широко применяется для под­станций на напряжении 6–10 кВ и для питания собственных нужд станций, где в полной мере можно использовать ее достоинства, особенно благодаря применению КРУ.

На генераторном напряжении электростанций, отдающих большую часть электроэнергии близко расположенным потребителям, возможно применение схемы с одной системой шин, соединенной в кольцо, как это показано на рисунке 9.2.

При нормальной работе все секционные выключатели включены и генераторы работают параллельно. При КЗ на одной секции отключаются генератор данной секции и два секционных выключателя, однако, параллельная работа других генераторов не нарушается.

При отключении одного генератора потребители данной секции получают питание с двух сторон, что создает меньшую разницу напряжений на секциях и позволяет выбирать секционные реакторы на меньший ток, чем в схеме с незамкнутой системой шин.

Рисунок 9.2- Схема с одной системой сборных шин, соединенных в кольцо

Рассмотренная схема рекомендуется для ТЭЦ с генераторами до 63 МВт включительно, если потребители питаются по резервируемым линиям, а число присоединений к секции не превышает шести – восьми.