Диагностирование конфликта
Эффективное обращение с конфликтами
Обращение с конфликтами включает в себя деятельность по предотвращению конфликтов и, в случае их возникновения, управление ими.
Управление конфликтами представляет собой контроль над процессом и формами протекания конфликта с целью минимизации его издержек и максимизации позитивных результатов. Обычно управление конфликтом направлено на его разрешение или урегулирование.
Разрешение конфликта предполагает устранение источника конфликта, а его урегулирование предполагает прекращение конфликтных действий и враждебности, снижение значимости источника, причин конфликта. Обычно это достигается с помощь компромиссов и убеждения.
Исходным моментом эффективного обращения с конфликтами является их диагностирование, предполагающее сбор и анализ разносторонней информации о них. Важнейшие аспекты диагноза конфликта:
1. Причины или источники конфликта, т.е. лежащие в его основе объективные или субъективные противоречия;
2. Природа конфликта: существует ли он на базе организационных целей, или цели его участников не совместимы с целями организации
3. История конфликта, в том числе поворотные точки в его развитии, среда, в которой он прогрессировал, стадии и тенденции его развертывания;
4. Стороны конфликта: личности, группы, организации и т.п.
5. Отношение сторон к конфликту: их цели, надежды, ожидания, условия, намерены ли они решить конфликт сами или готовы обратиться к посредникам и т.п.
6. Формальные и неформальные позиции и взаимоотношения сторон, в том числе их лидеров.
7. Глубина конфликта.
Профилактика конфликтов – действия, исключающие зарождение конфликтной ситуации или устраняющие причины, источники конфликта, и приводящие к разрядке конфликтной напряженности, предотвращающие формирование конфликтного сознания и конфликтных действий.
Профилактике конфликта в целом служат:
правильный подбор и расстановка кадров
грамотная организация трудовой деятельности работников, своевременное обеспечение их ресурсами, их рациональное и справедливое распределение
четкое распределение производственных заданий, полномочий и ответственности
соответствие прав и обязанностей сотрудников, строгий контроль за выполнением обязанностей и соблюдением прав
создание формального и неформального авторитета руководителя
формирование благоприятных межличностных отношений
укрепление коллективных норм саморегуляции поведения работников, сплочение коллектива
анализ и выявление причин возникающих слухов, сплетен, мелких ссор, которые создают благоприятную почву для конфликтов;
построение эффективной системы коммуникаций в организации, включая обучение руководителей всех уровней правилам и приемам корректного общения
Методы управления конфликтом – это приемы и способы, позволяющие осуществлять контроль за его протеканием и целенаправленно влиять на его последствия.