Тема 4. Личность и организация

Раздел 2. Индивидуальное и групповое поведение

Источники власти и контроль

Источник власти Усилия для поддержания измененного поведения
Власть вознаграждения Власть наказания непосредственное социальное подкрепление и постоянный контроль со стороны субъекта власти
Легитимная власть Экспертная власть Референтная власть на первоначальном этапе необходим контроль со стороны субъекта власти, после стабилизации достаточно осуществлять нерегулярный контроль
Информационная власть Нет необходимости непосредственного контроля со стороны субъекта власти

 

Выполнить задание 3 лабораторной работы №1 (см. методические указания к лабораторным работам).


Характер - индивидуальное сочетание устойчивых психических свойств человека, обуславливающих типичный для данного субъекта способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Характер тесно связан с темпераментом, который определяет внешнюю форму выражения характера, накладывая определенный отпечаток на его проявления. В характере отражаются как индивидуальные, так и типические стороны развития человека.

Структура характера

Черты характера
Выражающие отношение человека к - действительности - другим людям - своей жизни и деятельности - самому себе Волевые черты, выражающие умение и желание (или неумение и нежелание) управлять своим поведением в соответствии с определенными принципами
Чуткость Гуманизм Искренность Трудолюбие Правдивость и т.д. Целеустремленность Настойчивость Решительность Самообладание Мужество Смелость . Упрямство Неряшливость Трусость     Сильные характеры  
  Слабые характеры

 

Характеры различают  
По определенности Определенный характер – выраженные доминирующие черты
Неопределенный характер – подобные черты отсутствуют или выражены слабо
По цельности Цельные характеры - гармоничны, единство мыслей и чувств, отсутствуют противоречия между осознанием целей и самой деятельностью
Противоречивые характеры – разлад убеждений и деятельности, наличие противоречивых мыслей и чувств, целей и мотивов, стремлений и побуждений

Темперамент— характеристика индивида со стороны его динамических особенностей: интенсивности, скорости, темпа, ритма психических процессов и состояний; устойчивое сочетание психодинамических свойств, проявляющихся в деятельности и поведении и составляющих его органическую основу.

По учению И.П. Павлова выделяют три основных свойства нервной системы — силу, уравновешенность, подвижность возбудительного и тормозного процессов — и четыре основных типичных их сочетания в виде четырех типов высшей нервной деятельности: 1) сильный, уравновешенный, подвижный (сангвиник); 2) сильный, уравновешенный, инертный (флегматик); 3) сильный, неуравновешенный (холерик); 4) слабый (меланхолик).

 


Человек как субъект деятельности.

Склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая ею заниматься. Ее основой является глубокая устойчивая потребность индивида в той или иной деятельности, стремление совершенствовать свои умения и навыки, связанные с данной деятельностью. Возникновение склонности обычно является предпосылкой развития определенных способностей (хотя возможны случаи их несовпадения)

Способности – это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Способности обнаруживаются в процессе овладения той или иной деятельностью и проявляются в том насколько индивид быстро и основательно, легко и прочно усваивает способы ее организации и осуществления.

Индивидуальный стиль деятельности - совокупность успешных индивидуальных приемов, способов и вариантов деятельности, выработанных человеком в процессе выполнения этой деятельности, опирающихся на присущий ему темперамент и другие особенности и наиболее удобных для него.