ТЕМА: МИР АНТИЧНОЙ КУЛЬТУРЫ
ІНТЕРНЕТ-РЕСУРСИ
42. http://www.philosophy.ru (велика бібліотека філософських текстів російською мовою)
43. http://www.philosofia.org.ua
44. http://www.philosophy.nsc.ru (філософська бібліотека Новосибірського гуманітарного університету)
45. http://www.philsci.univ.kiev.ua (бібліотека факультету філософії Київського національного університету ім. Тараса Шевченко)
46. http://elenakosilova.narod.ru/l.html (посилання на філософські сайти та бібліотеки)
47. http://www.nietzsche.ru/ (сайт, присвячений Ф. Ніцше, на російській мові)
48. http://www.utm.edu/research/iep/ (філософська інтернет-енциклопедія англійською мовою)
49. http://rw.web.ur.ru/ph_main.html (словник термінів з філософії російською мовою).
50. http://www.uct.kiev.ua/~sofi/ (Центр практичної філософії).
51. http://www.ecsocman.edu.ru (електронні варіанти багатьох гуманітарних журналів російською мовою).
52. http://www.caute.net.ru (сайт, присвячений Б.Спінозі та Е.В. Ільєнкову)
С начала 1 века до н.э. (образование греческих народов – полисов) до V века н.э. (падение Римской империи).
Понятие "античный мир" было введено итальянскими гуманистами XV в. для обозначения культуры Древней Греции и Древнего Рима, к возрождению которой они стремились. Античная культура стала основой европейской цивилизации. Она складывалась под влиянием культурных достижений более ранних цивилизаций Древнего мира.
Историю Древней Греции принято делить на пять периодов, которые являются одновременно и культурными эпохами
Исторические периоды Древней Греции.
Историю Древнего Рима принято делить на три основных периода:
· царский (VIII – начало VI вв. до н.э.)
· республиканский (IV – II вв. до н.э.)
· период империи (1 в. до н.э. – V в. н.э.)
В Древней Греции:
1. Развитие философии: стремление дать явлениям действительности рациональное объяснение в абстрактных понятиях; попытки свести в единую систему представления о мире, обществе, человеке, истине.
2. Искусство служит удовлетворению эстетических потребностей, а не только ритуально – мифологических; дифференциация видов искусства, разработка художественных канонов.
3. Частная собственность, рабство, полисная демократия, отсутствие чиновничье-бюрократической элиты и жреческой касты.
4. Десакрализация политической и культурной жизни.
5 Возникновение греческого буквенного письма
В Древнем Риме:
1. В основе греческие образцы, но изменяются масштабы: не полис, а империя
2. Политизированность; искусство подчиняется политическим и идеологическим целям
3. Римское право – фундамент современной правовой культуры
4. Высокая степень практической деятельности: военное дело, право, историческая наука, риторика, сатира, зрелища.
Противоречия античной культуры:
1. Чувства и разум.
Мир – чувственно воспринимаемое, наблюдаемое; страх перед бесконечностью; зрелищность – воздействие на чувства. В то же время стремление к логическому рассуждению, абстракции; разум – высший арбитр, главная сила, управляющая миром.
2. Судьба и борьба
Судьба человека полностью предопределена богами, никто не в силах изменить свою участь. Но герой, осмелившийся бросить вызов судьбе, способный нарушить предписание, вызывает восхищение (древнегреческая трагедия)
3. Социальность и индивидуальность
Человек – существо общественное, политическое; слабое представление о своеобразии человеческой личности. Позднее – рост интереса к индивидуальности, отвержение принципа "социальное выше индивидуального" (Сократ)
Общие тенденции культурного развития:
1. Расширение культурного пространства
2. Общий культурный вектор: от гармоничного, относительно замкнутого мира обитателя античного полиса к экуменическому ("ойкумен" – освоенный человеком мир) сознанию человека эллинистической эпохи и далее к космополитическому мироощущению гражданина империи с мировой столицей – городом Римом.
Основные черты античной культуры:
• телесность, скульптурность (телесное воплощение космоса и человека, антропоцентризм, господство гармонии, симметрии, ритмики, меры);
• космизм (Космос, осознаваемый как чувственный, одушевленно – разумный, внеличностный, фаталистически – героический);
• пантеизм (Космос – абсолютное божество; античные боги – законы природы);
• агональность (состязательность, соревновательность);
• гражданственность (мужество, подвиг во имя отечества);
• особенности социокультурной организации (полиса, цивитаса);
• светский характер культуры;
• теоретический способ мышления, послуживший началу формирования современной (европейского типа) науки;
• антропоцентризм (человек рассматривается как центр и высшая цель мировоздания);
• идеал калокагатии (гармонии телесного и душевного совершенств);
• гедонизм (стремление к наслаждению).
Колыбелью античной культуры была Древняя Греция, Эллада. Здесь родилось и расцвело «греческое чудо» - мощная духовная культура, сохранившая свое воздействие и очарование на тысячелетия. Древнегреческая культура оказала решающее влияние на развитие культуры Древнего Рима, который был непосредственным восприемником ее исканий и достижений. Римская культура, таким образом, стала следующей фазой и особым вариантом единой античной культу-
ПАНТЕОН ГРЕЧЕСКИХ БОГОВ
В переводе с древнегреческого языка слово ПАНТЕОН означает ВСЕ БОГИ
Греки делили божеств на три группы:
· Пантеон (великие олимпийские боги)
· Низшие божества
· Чудовища
ПАНТЕОН ГРЕЧЕСКИХ БОГОВ
ЗЕВС и ГЕРА
Море
Посейдон
Амфитрита
ЛЮДИ
Гея (земля)
|
|
Римский пантеон
Греческий и Римский Пантеон Богов
Греция | Рим | Обязанности |
Зевс | Юпитер | верховный бог |
Гера | Юнона | супруга верховного бога |
Посейдон | Нептун | бог морей |
Аид | Плутон | бог подземного царства |
Деметра | Церера | богиня плодородия |
Асклепий | Эскулап | бог врачевания |
Афина | Минерва | богиня мудрости и справедливой войны |
Арес | Марс | бог кровавой войны |
Гермес | Меркурий | бог торговли и ловкости |
Гефест | Вулкан | бог огня и кузнечного ремесла |
Ника | Виктория | богиня победы |
Гестия | Веста | богиня домашнего очага |
Афродита | Венера | богиня любви |
Дионис | Вакх | бог растительности и виноделия |
Культура Древней Греции антропоцентрична:
|