Доказательства в административном процессе, их виды

ПИКоАП определяет следующие обстоятельства, которые подлежат доказыванию по делу об административном правонарушении:

1) наличие деяния, предусмотренного КоАП (время, место, способ и другие обстоятельства совершения административного правонарушения);

2) виновность физического лица в совершении административного правонарушения;

3) виновность юридического лица в случае, когда статьей Особенной части КоАП предусмотрена ответственность юридического лица;

4) характер и размер вреда, причиненного административным правонарушением, а также иные обстоятельства, влияющие на вид и размер административного взыскания, налагаемого на лицо, совершившее административное правонарушение;

5) иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении.

Кроме того, по делу об административном правонарушении, совершенном несовершеннолетним, помимо вышеперечисленных, подлежат установлению следующие обстоятельства:

1) возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения);

2) наличие совершеннолетних соучастников административного правонарушения.

Доказательствами являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых суд, орган, ведущий административный процесс, устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, предусмотренного КоАП, виновность или невиновность лица, привлекаемого к административной ответственности, и иные обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу.

Эти данные содержатся в определённых источниках.

К источникам доказательств относятся:

ü объяснения лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего, свидетеля, заключение эксперта,

ü вещественное доказательство,

ü протокол об административном правонарушении,

ü протокол процессуального действия,

ü документ и другой носитель информации, полученные в порядке, установленном ПИКоАП.

В административном процессе доказательства характеризуются следующими существенными признаками.

Во-первых, доказательства – это фактические данные, находящиеся в связи с искомыми фактами.

Во-вторых, доказательства – это фактические данные, полученные судом с соблюдением определенной процессуальной формы.

В третьих, доказательства – это фактические данные, которые получены органом (должностным лицом) из предусмотренных законом источников.

Доказательства могут быть классифицированы по нескольким основаниям: по источнику, из которого получают сведения о фактах; по способу формирования (образования) доказательств; по характеру связи между доказательством и искомым фактом.

По первому признаку доказательства делятся на личные и предметные, по второму признаку – на первоначальные и производные и, наконец, по третьему признаку – на прямые и косвенные.

По источнику, из которого суд получает сведения о фактах, доказательства делятся на личные (объяснения сторон и других юридически заинтересованных в исходе дела лиц, показания свидетелей, заключения экспертов) и предметные (письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи).

Доказательство считается первоначальным, если сведения о фактах получены из первоисточника. К числу таких доказательств относятся показания свидетеля-очевидца, подлинник документа и т.д.

Для первоначального доказательства характерно то, что между ним и фактом, о котором оно свидетельствует, нет промежуточного звена (нет другого доказательства). Это доказательство создается под непосредственным воздействием факта, подлежащего доказыванию.

Производным называется доказательство, которое воспроизводит содержание другого доказательства. Это так называемые сведения о фактах, полученные «из вторых рук». Примером такого доказательства могут быть показания свидетеля, который узнал о факте от другого лица.

Прямыми доказательствами являются те, которые связаны с искомым фактом однозначной связью, что дает возможность сделать об искомом факте лишь один вывод.

Косвенное доказательство связано с искомым фактом многозначной связью, в результате чего появляется возможность сделать об искомом факте различные выводы.

Доказывание с помощью косвенных доказательств представляет собой длительный и сложный процесс. Дело в том, что косвенные доказательства (в отличие от прямых доказательств) носят характер только большей или меньшей вероятности.

Вещественными доказательствами признаются предметы, которые служили орудиями или сохранили на себе следы правонарушения, или были объектами противоправных действий, а также вещи или иные ценности, добытые противоправным путем, другие предметы, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении.

Предметы и документы, изъятые должностными лицами уполномоченных на то органов в ходе административного задержания или личного досмотра задержанного на месте правонарушения, когда невозможно обеспечить присутствие понятых, признаются вещественными доказательствами, полученными в установленном законом порядке.

Доказывание состоит в собирании, проверке и оценке доказательств в целях установления обстоятельств, имеющих значение для законного, обоснованного и справедливого разрешения дела об административном правонарушении.

Собирание доказательств в административном процессе производится путем опросов, осмотров, производства экспертиз и других процессуальных действий, установленных ПИКоАП.

Доказательства могут быть представлены лицом, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшим, любым физическим и юридическим лицом и их представителями.

Собранные по делу об административном правонарушении доказательства подлежат всесторонней, полной и объективной проверке судом, органом, ведущим административный процесс.

Проверка доказательств состоит в установлении их источников, получении других доказательств, подтверждающих или опровергающих проверяемое доказательство, в их анализе, сопоставлении с другими доказательствами, имеющимися в деле об административном правонарушении.

Каждое доказательство подлежит оценке с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а все собранные доказательства в их совокупности – с точки зрения их достаточности для принятия решения по делу об административном правонарушении.

Относящимися к делу об административном правонарушении признаются доказательства, посредством которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для данного дела. Не являются относящимися к делу доказательства, которые не способны устанавливать или опровергать подлежащие доказыванию обстоятельства.

Допустимыми признаются доказательства, полученные в установленном ПИКоАП порядке и из предусмотренных законом источников. Доказательство признается недопустимым, если оно получено с нарушением конституционных прав и свобод гражданина или требований ПИКоАП, связанным с лишением или ограничением прав участников административного процесса или нарушением иных правил административного процесса.

Доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу вынесения решения по делу об административном правонарушении, а также использоваться для доказывания любого обстоятельства, подлежащего доказыванию по делу об административном правонарушении.

Достоверными признаются доказательства, если они соответствуют действительности. В основу процессуальных решений, принимаемых судом, органом, ведущим административный процесс, могут быть положены только достоверные доказательства.

Достаточными признаются доказательства, когда их совокупность позволяет установить обстоятельства, подлежащие доказыванию по делу об административном правонарушении.

 

 

21. Стадии административного процесса

 

Административный процесс включает несколько стадий.

Под стадией обычно понимается такая самостоятельная часть последовательно совершаемых процессуальных действий или операций, которая в сравнении с общими задачами имеет свои особенности, касающиеся сторон этого процесса, их прав и обязанностей, процессуальных сроков, действий и характера оформляемых процессуальных документов.

Стадии органично связаны между собой. Последующая, как правило, начинается только после того, как закончена предыдущая. На новой стадии проверяется то, что сделано раньше.

К стадиям относятся:

- возбуждение и расследование (подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению);

- рассмотрение дела компетентным органом (должностным лицом) и принятие постановления;

- обжалование и опротестование постановления (вступившего и не вступившего в законную силу), его пересмотр (факультативная стадия);

- исполнение вынесенного постановления.

Административно-процессуальным законом четко решаются вопросы о том, кто из субъектов власти на каждой стадии выполняет основные процессуальные действия: составляет протокол, выносит постановление, принимает решение по жалобе, исполняет постановление.

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению, являясь начальной стадией производства по делу об административных правонарушениях, представляет собой комплекс процессуальных действий, направленных на установление обстоятельств нарушения, их фиксирование и квалификацию.

Возбуждение дела по юридическому значению является и процессуальным действием и юридическим фактом возникновения административно-процессу­альных отношений. Возбуждение административного дела может быть как по инициативе уполномоченного органа (лица), так и гражданина (например, по­дача жалобы).

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса, а по делам об административных таможенных правонарушениях, об административных правонарушениях против экологической безопасности, окружающей среды и порядка природопользования и налогообложения – не позднее двух месяцев со дня начала административного процесса.

Возбуждение дела об административном правонарушении имеет специфическое процессуальное оформление протоколом об административном правонарушении или протоколом процессуального действия. Протокол составлен уполномоченными на то должностными лицами.

Также административный процесс считается начатым с момента вынесения постановления о мерах обеспечения административного процесса и вынесения постановления о наложении административного взыскания.

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению может быть приостановлена мотивированным постановлением, лица ведущего административный процесс:

1) при назначении экспертизы - на срок проведения экспертизы;

2) при направлении запроса в компетентные органы иностранных государств - до получения ответа на запрос;

3) в случае совершения дорожно-транспортного происшествия при проведении действий по установлению лица, подлежащего привлечению к административной ответственности, - до установления указанного лица.

Подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению возобновляется, если отпали основания для ее приостановления.

На стадии возбуждения дела в необходимых случаях осуществляются административное расследование.

В процессе административного расследования реализуются такие процессуальные действия, как сбор и фиксация доказательств, оформление протокола о возбуждении административного дела, решение вопроса о приостановлении или прекращении производства.

Для начала административного процесса необходимо наличие повода (процессуального основания) и основания.

Основанием для возбуждения дела об административном производстве является совершение административного проступка и наличие нормы, предусматривающей ответственность.

Основаниями для начала административного процесса являются достаточные данные, указывающие на признаки административного правонарушения, предусмотренного статьей Особенной части КоАП, если при этом отсутствуют обстоятельства, исключающие административный процесс.

Поводами к возбуждению и расследованию административных дел является информация о деянии, имеющем признаки нарушения. Данная информация может содержаться в заявлении граждан, сообщении представителей общественности, учреждений, предприятий и организаций печати и иных средств.

Поводами к началу административного процесса являются:

1) заявление физического лица;

2) сообщение должностного лица государственного органа, общественного объединения, иной организации;

3) непосредственное обнаружение признаков административного правонарушения судом, органом, ведущим административный процесс.

Одним из поводов является непосредственное усмотрение должностного лица. Оно нигде не фиксируется, а поэтому не всегда поддается контролю, так как предположение о проступке возникает лишь в его сознании.

Для возбуждения определённых категорий дел ПИКоАП предусматривает наличие определённых поводов. Так, административный процесс в случаях, предусмотренных ст.ст. 9.1–9.3, ст. 9.6, ст.ст. 10.6–10.9, ч. 1 - 3 ст. 18.17, ч. 4 ст. 18.23., ст. 22.13 КоАП, начинается только по требованию потерпевшего либо его законного представителя, выраженному в форме заявления, и подлежит прекращению в случае примирения с лицом, в отношении которого ведется административный процесс.

Правовое значение повода к возбуждению и расследованию состоит в том, что он вызывает публичную деятельность полномочных органов, лиц, обязывает их реагировать на сигнал об административном правонарушении.

Подготовка дела об административном правонарушении органом, ведущим административный процесс, для рассмотрения заканчивается:

1) составлением протокола об административном правонарушении;

2) прекращением дела об административном правонарушении при наличии обстоятельств, исключающих административный процесс или истечения сроков подготовки дела об административном правонарушении к рассмотрению.

Завершающим этапом первой стадии производства по делам об административных правонарушениях является направление материалов расследования на рассмотрение.

Очевидно, что этот этап имеет место лишь тогда, когда лицо, закончившее расследование и составившее протокол, само не вправе решать дело по существу или считает необходимым передать его в другие органы.

Рассмотрение дела об административном правонарушении — это основная стадия административного производства, в рамках которой проявляются черты юрисдикционной административно-процессуальной деятельности. Ее содержание раскрывается в гл. 11 ПИКоАП.

На данной стадии принимается индивидуальный акт управления, в котором компетентный орган даёт окончательную квалификацию деянию, определяет виновность и меру административной ответственности.

Дела об административных правонарушениях рассматриваются по подведомственности.

В одном административном процессе могут быть соединены дела об административных правонарушениях: о нескольких административных правонарушениях, совершенных одним лицом; о совершении одного и того же административного правонарушения физическим лицом и юридическим лицом; о совершении одного и того же административного правонарушения двумя или более физическими лицами. О соединении дел об административных правонарушениях судья, орган, ведущий административный процесс, выносят постановление. Срок рассмотрения соединенных дел об административных правонарушениях исчисляется со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, дела об административном правонарушении, которое поступило по времени первым.

По общему правилу дела об административных правонарушениях рассматриваются в пятнадцатидневный со дня получения судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях, протокола об административном правонарушении и других материалов дела.

Дело об административном правонарушении, совершение которого влечет административный арест или депортацию, рассматривается в день получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела, но не позднее сорока восьми часов с момента административного задержания физического лица в случае, если такое задержание было осуществлено и личность задержанного установлена.

ПИКоАП предусматривает возможность судьи, должностного лица органа, ведущего административный процесс, в случае несоблюдения требований к форме или содержанию протокола об административном правонарушении либо к перечню прилагаемых к нему материалов в пятидневный срок возвратить дело об административном правонарушении органу, ведущему административный процесс и направившему дело об административном правонарушении для рассмотрения. После устранения недостатков дело об административном правонарушении вновь может быть направлено в суд, орган, ведущий административный процесс. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении в этом случае исчисляется со дня повторного поступления дела об административном правонарушении в суд, орган, ведущий административный процесс.

Дело об административном правонарушении рассматривается открыто.

Рассмотрение дела об административном правонарушении начинается с объявления состава коллегиального органа или представления должностного лица, рассматривающего данное дело.

Председательствующий в заседании коллегиального органа или должностное лицо, рассматривающее дело, объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, кто привлекается к административной ответственности, разъясняет лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности, оглашает протокол об административном правонарушении, разрешает ходатайства. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, и исследуются доказательства. В случае участия в деле прокурора заслушивается его заключение.

При рассмотрении дела об административном правонарушении коллегиальным органом, а также судом ведется протокол.

Рассмотрев дело об административном правонарушении, орган (должностное лицо) выносит постановление по делу.

Постановление коллегиального органа принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствовавших на заседании.

Постановление по делу об административном правонарушении подписывается судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, рассматривающими дело, а постановление коллегиального органа - председательствующим и секретарем коллегиального органа.

Постановление, по общему правилу, представляет собой административный акт, обязательный как для нарушителя, так и для любых организаций, которые должны его исполнять.

Виды постановлений:

1) о наложении административного взыскания;

2) о наложении административного взыскания с прекращением дела об административном правонарушении в части;

3) о прекращении дела об административном правонарушении;

4) о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

Постановление о наложении административного взыскания вступает в законную силу по истечении срока на обжалование и опротестование, если оно не было обжаловано (опротестовано) в порядке, установленном настоящим Кодексом, за исключением случаев ускоренного производства.

Постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации приводится в исполнение немедленно.

Обжалование и опротестование постановления в юридической литературе называется пересмотром постановлений.

Стадия обжалования (пересмотра) в отличие от других стадий производства по делам об административных правонарушениях является факультативной, необязательной. Пересмотр постановлений как самостоятельная стадия, построенная на основе сочетания свободы обжалования и опротестования постановлений с обязанностью компетентных органов рассмотреть их, позволяет на основе единообразия толкования применения закона исправлять и устранять допущенные ошибки, дисциплинирует тех, кому поручено применять административные взыскания.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, потерпевшим, их представителями, защитником. Постановление о прекращении дела об административном правонарушении может быть также обжаловано руководителем органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд в вышестоящий орган исполнительной власти или в судебном порядке. Обжалование возможно в органы прокуратуры.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть опротестовано прокурором.

В отличие от КоАП от 6 декабря 1984 г., ПИКоАП не предусматривает возможность обжалования в суде решения по делу об административном правонарушении, ранее обжалованного в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) как не вступившего в законную силу. Лицо, наделенное правом на обжалование, имеет возможность выбора – направлять жалобу в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Сделав этот выбор не в пользу суда, он лишается права на обжалование решения в суде. Следует согласиться с А.И. Лукашовым, который считает, что: «Такая новелла в процедуре обжалования представляется обоснованной, не ущемляющей права граждан и юридических лиц, так как она отвечает и принципу процессуальной экономии».

С жалоб, подаваемых в суд на постановления по делам об административных правонарушениях, взимается государственная пошлина в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь о государственной пошлине. Например, согласно Указу Президента Республики Беларусь от 14 сентября 2006 г. № 574 «О некоторых вопросах взимания государственной пошлины» с жалобы в общий суд на постановление о наложении штрафа в размере менее 10 базовых величин взимается государственная пошлина в размере 0,5 базовой величины, о наложении штрафа в размере от 10 до 100 базовых величин – в размере двух базовых величин, о наложении штрафа в размере более 100 базовых величин – в размере трех базовых величин, а иного административного взыскания – в размере одной базовой величины.

Взимание государственной пошлины с жалоб на иные виды постановлений по делам об административных правонарушениях (постановления о прекращении дела об административном правонарушении или о передаче материалов дела об административном правонарушении по месту работы (службы) физического лица, привлекаемого к административной ответственности, для привлечения его к дисциплинарной ответственности) законодательными актами Республики Беларусь не предусмотрено.

ПИКоАП также не предусматривает взимание государственной пошлины с жалоб на постановления органов или должностных лиц по делам об административных правонарушениях о наложении административных взысканий, подаваемых в вышестоящий орган (вышестоящему должностному лицу).

Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня получения лицом, в отношении которого ведется административный процесс, копии постановления по делу об административном правонарушении, а при его вынесении в присутствии лица, в отношении которого ведется административный процесс, - не позднее десяти суток со дня его объявления, за исключением жалобы (протеста) на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации, которая может быть подана в течение пяти суток.

Подача жалобы в 10-дневный срок приостанавливает исполнение постановления о наложении административного взыскания до рассмотрения жалобы, за исключением постановлений о применении таких мер взыскания, как предупреждение и административный арест, а также в случаях наложения штрафа, взимаемого на месте совершения правонарушения.

Постановление по делу об административном правонарушении и решение по жалобе могут быть опротестованы прокурором. Принесение прокурором протеста приостанавливает исполнение постановления до рассмотрения протеста.

Жалоба (протест) на постановление по делу об административном правонарушении рассматривается судьей, должностным лицом, уполномоченными рассматривать жалобу (протест), в месячный срок со дня ее поступления, а жалоба (протест) на постановление о наложении административного взыскания в виде административного ареста либо депортации - в трехдневный срок со дня поступления.

По результатам рассмотрения жалобы или протеста прокурора полномочный орган (должностное лицо) принимает одно из следующих решений:

1) оставляют постановление без изменения, а жалобу (протест) - без удовлетворения;

2) отменяют постановление и прекращают дело об административном правонарушении;

3) отменяют постановление и направляют дело на новое рассмотрение;

4) изменяют постановление в части;

5) изменяют меру и (или) вид взыскания в пределах, предусмотренных Особенной частью Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, таким образом, чтобы взыскание не было усилено;

6) отменяют постановление и направляют дело на рассмотрение компетентного органа, если постановление по делу об административном правонарушении вынесено лицом, не правомочным решать данное дело;

7) прекращают дело об административном правонарушении, если истек срок для привлечения к административной ответственности.

Новеллой ПИКоАП является представление возможности, пересмотреть вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении по жалобе лица, в отношении которого оно вынесено, потерпевшего, их представителей, защитника, руководителя органа, направившего дело об административном правонарушении на рассмотрение в суд, если оно обжаловалось до вступления его в законную силу, либо по протесту прокурора (надзор).

Правом пересматривать вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении наделены только суды. При этом не важно, обжаловалось ли ранее такое постановление в суд или вышестоящему органу (вышестоящему должностному лицу). В части принесения протеста прокурора указанное ограничение не вводится.

Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении.

Должностные лица, имеющие право пересмотра вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, имеют право истребовать дело об административном правонарушении для пересмотра постановления. Указанные лица, а также прокурор вправе приостановить исполнение постановления по делу об административном правонарушении до разрешения жалобы (протеста).

Жалоба (протест) на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении рассматривается в срок не более одного месяца со дня ее поступления, а в случае истребования дела - не позднее одного месяца со дня поступления дела.

По результатам рассмотрения жалобы (протеста) принимается одно из следующих решений:

1) об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) – без удовлетворения;

2) об отмене постановления полностью или в части и направлении дела на новое рассмотрение;

3) об отмене постановления полностью или в части и прекращении дела об административном правонарушении;

4) об отмене последнего по времени постановления и оставлении в силе одного из ранее вынесенных по делу постановлений;

5) об изменении постановления с тем, чтобы взыскание не было усилено.

Согласно ст. 12.14-1ПИКоАП безусловными основаниями к отмене не вступившего или вступившего в законную силу постановления являются:

одностороннее, неполное, необъективное исследование обстоятельств административного правонарушения;

существенное нарушение норм процессуального права;

неправильное применение норм материального права, которыми установлены меры административной ответственности.

В качестве основания, могущего повлечь отмену или изменение не вступившего или вступившего в законную силу постановления по делу об административном правонарушении, законодатель также называет несоответствие назначенного взыскания тяжести совершенного административного правонарушения.

Таким образом, рассматривающий жалобу вышестоящий орган или суд при оценке указанного критерия будет вправе уменьшить взыскание, если в результате всесторонней, объективной оценки материалов дела придет к выводу о несправедливости наказания.

Отмена постановления по делу об административном правонарушении с прекращением дела влечет за собой возврат денежных сумм, конфискованных предметов, а также отмену других ограничений, связанных с ранее принятым постановлением. При невозможности возврата конфискованного предмета возмещается его стоимость.

По просьбе лица, в отношении которого отменено постановление, об отмене постановления сообщается по месту его работы, учебы или жительства.

Возмещение вреда, причиненного лицу незаконными действиями суда, органа, ведущего административный процесс, производится в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.

Исполнение постановлений – это завершающая стадия производства, сущность которой заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю.

Цель исполнения постановлений состоит в практической реализации административного наказания, назначенного правонарушителю. Исполнение постановлений осуществляют различные органы, указанные в законодательстве. Производства различаются в зависимости от вида налагаемого административного наказания.

Постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента его вынесения, если иное не установлено законодательством.

Исполнение постановлений проходит две стадии:

– деятельность по обращению постановлений к исполнению. Её осуществляют юрисдикционные органы, т.е. те, которые выносят постановления о наложении административных взысканий;

– деятельность по фактическому приведению их в исполнение. Осуществляют специально уполномоченные на то организации в порядке, установленном законодательством.

Обе образуют единую стадию исполнения постановлений, являются разными ее этапами.

Исполнительное производство прекращается в случаях:

принятия законодательного акта, устраняющего административную ответственность, либо акта законодательства, устраняющего противоправность деяния;

смерти лица, в отношении которого вынесено постановление;

отмены постановления;

ликвидации юридического лица либо прекращения деятельности индивидуального предпринимателя, в отношении которых вынесено постановление;

предоставления иностранному гражданину или лицу без гражданства, в отношении которых вынесено постановление о наложении административного взыскания в виде депортации, статуса беженца или дополнительной защиты либо убежища в Республике Беларусь.

 

22. Дисциплинарная и материальная ответственность по административному праву