Наложение взысканий за множественность административных проступков

В настоящее время проблема множественности правонарушений стала весьма актуальной. Во-первых, совершение одним лицом нескольких правонарушений причиняет обществу, как правило, больше вреда, чем совершение единичных проступков. Во-вторых, многократные нарушения правовых норм свидетельствуют об антиобщественных взглядах гражданина, а нередко и об общей антисоциальной направленности его помыслов, устойчивых противоправных взглядах и привычках. В-третьих, на практике случаи совершения одним лицом нескольких правонарушений – явление довольно распространенное. В-четвертых, многократные правонарушения одного и того же лица отрицательно воздействуют на неустойчивых в моральном отношении граждан.

Первым признаком является наличие нескольких самостоятельных составов правонарушений. Здесь имеет значение не количество действий, а количество составов. Среди деяний, которые образуют множественность, могут быть составы и преступлений, и проступков, а также и те и другие одновременно. Но если несколько проступков, каждый из которых образует самостоятельный состав, вместе представляют собою качественно иное явление – единое преступление и ни за одно из них виновный еще не понес ответственности, то имеем дело с одним преступлением, одним составом, а не с суммой проступков. В качестве примера можно назвать систематическое спаивание несовершеннолетнего: несколько правонарушений образуют единое преступление.

Вторым признаком множественности правонарушений является единство их субъекта. Все противоправные деяния в этих случаях совершаются одним лицом, которое одновременно или разновременно выполняет несколько самостоятельных составов правонарушений. Несколько самостоятельных составов только в том случае образуют множественность, если у них единый субъект.

Третий признак множественности состоит в том, что каждое из образующих ее деяний сохраняет свою юридическую значимость на момент рассмотрения дела о нескольких правонарушениях или о последнем правонарушении. Иными словами, отсутствуют обстоятельства, препятствующие привлечению виновного к ответственности за несколько правонарушений сразу или за рецидив. Такими обстоятельствами, например, являются:

1) истечение сроков давности;

2) акт амнистии, устраняющий применение наказания за совершение деяния или снимающий судимость;

3) помилование;

4) отсутствие жалобы потерпевшего по уголовным делам частного обвинения;

5) досрочное снятие дисциплинарного взыскания.

Самый существенный критерий классификации множественности административных проступков – совершение нового правонарушения до или после привлечения к ответственности за другое правонарушение. Соответственно выделяются совокупность и рецидив. Под первой понимается совершение одним лицом нескольких правонарушений до привлечения к ответственности за другое деяние, имевшее место ранее.

Следующий критерий классификации – характер поведения субъекта. Здесь мы выделяем идеальную и реальную совокупность административных проступков.

Идеальная совокупность – одновременное выполнение одним действием (действиями) нескольких составов правонарушений. Реальная совокупность представляет собой систему составов, выполненных разными действиями, а значит, разновременно. Разновременность совершения правонарушений высвечивает еще одну характерную черту данной системы – связь со сроками давности. Рассматриваемый критерий не может быть использован для классификации рецидива, который представляет собой систему разновременно выполненных составов.

Реальная совокупность может быть совокупностью разнородных, однородных, тождественных антиобщественных действий. Если в действиях правонарушителя имеется реальная совокупность противоправных деяний, то он привлекается к ответственности за каждое из них. А при рецидиве виновный наказывается лишь за новое правонарушение, но, как правило, с учетом того, что он уже привлекался к ответственности за подобные противоправные действия.

 

19 Административно-процессуальная деятельность

Сущность административного процесса

Процесс – это совокупность последовательных действий, совершаемых для достижения определенного результата; порядок осуществления какой-либо деятельности.

С юридических позиций процесс своим назначением имеет реализацию норм материального права.

Как отмечает Дёмин А.А.: «В советской науке высказывалось несколько точек зрения на понятие административного процесса: 1) административного процесса вообще не существует; 2) административный процесс охватывает весь комплекс мер по реализации компетенции органов государственного управления – от принятия правового акта до наложения взысканий; 3) административный процесс – регламентированная законом «деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, не находящимися в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения»; 4) в понятие административного процесса предлагается включать только производство по делам об административных проступках; 5) административный процесс – порядок рассмотрения всех индивидуально-конкретных дел в сфере государственного управления[1].

Н.Г. Салищева полагает, что административный процесс – это урегулированный правом порядок разрешения определенных индивидуальных дел в сфере государственного управления или регламентированная законом деятельность по разрешению споров, возникающих между сторонами административного правоотношения, ненаходящимися между собой в отношениях служебного подчинения, а также по применению мер административного принуждения [2].

Легальное определение административного процесса содержится в ст. 1.4. ПИКоАП – это установленный ПИКоАП порядок деятельности его участников по делу об административном правонарушении.

Действующее законодательство исходит из понимания административного процесса как чисто юрисдикционного, то есть связанного с рассмотрением и разрешением административно-правовых споров, оценкой правомерности поведения участников управленческих общественных отношений, применением в необходимых случаях мер административного принуждения. Таким образом, административный процесс отождествляется с уголовным и гражданским, хотя во многих случаях административно-правовые споры разрешаются во внесудебном порядке.

Административный процесс обладает следующими особенностями:

1) Он призван регулировать общественные отношения, возникающие на базе норм административного права в связи с совершением административного правонарушения. Такие отношения возникают, как правило, по инициативе субъекта управления (так, гражданин, совершивший правонарушение, совсем не горит желанием вступать по этому поводу в какие-либо отношения с государственным органом, однако отношения возникают). В то же время инициатором возникновения административно-процессуальных отношений может быть и сам гражданин (например, при подаче жалобы на действия государственного органа или должностного лица уже у последнего возникают определенные обязанности перед гражданином), и даже иное лицо (законный представитель, адвокат, представитель и др.).

2) В основе административного процесса лежит рассмотрение ин­дивидуальных административных дел.

3) Административный процесс регламентируется нормами права. То есть, право­вые нормы устанавливают определенный порядок, на основании которого про­исходит рассмотрение и разрешение конкретных дел.

4) Административно-процессуальную деятельность осуществляют не только ор­ганы исполнительной власти и их должностные лица, но и судебные органы. В то же время не все органы исполнительной власти наделены правом осуществлять адми­нистративную юрисдикцию. Однако хотя круг субъектов, уполномоченных осуществлять административный процесс, весьма широк, но их перечень четко определен законом и произвольная замена недопустима.

5) Административно-процессуальная деятельность базируется на определенных принципах, которые по своему характеру близки к принципам правосудия, но отра­жают специфику административной юрисдикции.

6) В результате осуществления административной юрисдикции происходит при­нятие властного и одностороннего решения. Причем только посредством административного процесса применяются административные взыскания.