Понятие органа исполнительной власти, его основные признаки
Значительная часть субъектов административного права осуществляет функции исполнительной власти, исполнительной деятельности. Их называют органами исполнительной власти. Функции исполнительной власти осуществляют служащие этих органов.
Органы исполнительной власти являются основными субъектами административного права.
Выработка общего понятия органа исполнительной власти, объяснение его сущности имеют важное теоретическое и практическое значение. Они во многом способствуют правильному рассмотрению всей системы органов исполнительной власти, определению их правового положения, а также основ их организации и взаимоотношений.
Понятие «орган» является частью более широкого понятия – «организация». Организация означает совокупность людей, их определенный коллектив. Вместе с тем она предполагает деятельность этих людей, рассчитанную на достижение определенных целей и совершаемую по определенным правилам.
Орган есть конкретная разновидность организации. Всякая организация совершает свои действия через образуемые ею органы. Следовательно, под органом надо понимать ту ячейку организации, которая выступает по ее поручению. Каждый государственный орган выступает по поручению государства и в его интересах.
Вся разнообразная практическая деятельность государства осуществляется его многочисленными органами, составляющими в своей совокупности государственный аппарат. Орган исполнительной власти – это часть государственного аппарата. Он решает задачи и выполняет основные функции, присущие нашему государству, наделен государственно-властными полномочиями, принимает правовые акты, проводит мероприятия, направленные на обеспечение выполнения этих актов.
Государственные органы обладают различной компетенцией. С юридической точки зрения главным в ней являются властные полномочия. Тот или иной объем деятельности, возложенный на данный орган, или круг вопросов, которые данный орган правомочен разрешать, называется компетенцией органа.
Государственные органы различаются между собой и по своей организационной структуре. Внутренне построение органа зависит от тех задач, которые перед ним поставлены. Задачи, компетенция и структура органа государства получают юридическое закрепление в правовых актах, прежде всего в законах и положениях.
Таким образом, государственный орган представляет собой:
·часть государственного аппарата, действующего по поручению и в интересах государства;
·организационную ячейку людей, объединенных общей целью и непосредственно осуществляющую государственную власть в обществе;
·организацию, осуществляющую определенными методами задачи и основные функции государства;
·организацию, проводящую свою работу в пределах государственно-властных полномочий, предоставленных ей государством на данном участке, то есть имеющую свой территориальный масштаб деятельности.
Государственно-властные полномочия органа исполнительной власти заключаются в следующем:
а) в издании от имени государства юридически-обязательных актов;
б) в наблюдении за исполнением требований этих актов;
в) в обеспечении исполнения требований этих актов и в защите их от нарушений при помощи применения мер воспитания, убеждения, поощрения, а в необходимых случаях и принуждения.
Основы правового положения органов исполнительной власти определяются Конституцией.
Каждый орган исполнительной власти наделен оперативной самостоятельностью и в соответствии с этим обязан своевременно принимать управленческие решения по вопросам своей компетенции.
Таким образом, можно сделать вывод, что орган исполнительной власти – это такая политическая организация, которая от имени и по поручению государства осуществляет повседневное, непрерывное и непосредственное руководство объектами хозяйственного, социально-культурного и административно политического строительства.
Орган управления занимает основное место среди субъектов административного права. Его административно-правовой статус выражается: 1) в исполнении обязанностей перед государством; 2) в осуществлении прав, которые предоставлены этому органу.