Обращения граждан

Порядок обращения граждан с предложениями, заявлениями и жалобами к должностным лицам государственных органов, а также порядок рассмотрения этих обращений регулируется Законом Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц».

Конституция СССР 1978 года и Конституция БССР 1979 года возвели право жалобы граждан в конституционный ранг.

В Конституции Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме) осуществлен несколько иной подход. Здесь (в ст.40) закрепляется право граждан направлять личные или коллективные обращения в государственные органы. Это более широкое понятие, включающее в себя и право жалобы. В соответствии с Конституцией гражданин может обратиться в государственные органы не только с предложениями, заявлениями и жалобами, но и по другим вопросам (например, за получением необходимой ему информации, справок, копий документов).

Но основными видами обращений остаются предложения, заявления и жалобы. Суть различий между ними сводится к следующему:

- предложение – рекомендация по улучшению деятельности организаций, индивидуальных предпринимателей, совершенствованию правового регулирования отношений в государственной и общественной жизни, решению вопросов экономической, политической, социальной и других сфер деятельности государства и общества;

- заявление – ходатайство о содействии в реализации прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, не связанное с их нарушением, а также сообщение о нарушении актов законодательства, недостатках в работе государственных органов, иных организаций (должностных лиц) (далее, если не определено иное, - организация), индивидуальных предпринимателей;

- жалоба – требование о восстановлении прав, свобод и (или) законных интересов заявителя, нарушенных действиями (бездействием) организаций, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, – гражданин);

В реальной действительности в одном и том же обращении могут содержаться указанные позиции в их различном сочетании.

В зависимости от субъекта обращения выделяют:

- индивидуальное обращение – обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу);

- коллективное обращение – обращение двух и более граждан в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

В зависимости от формы:

- письменное обращение – обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме;

- устное обращение – обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приеме должностному лицу государственного органа, иной организации;

- электронное обращение.

Законодательство различает:

а) общее право жалобы, которым обладают все граждане как таковые;

б) специальное право жалобы, предоставленное лицам, как участникам гражданского, уголовного либо административного процесса, дисциплинарного производства, трудовых споров и т.п. (например, правонарушитель может подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении).

Общее право жалобы может быть подразделено на 2 вида:

а) право на административное обжалование;

б) право на судебное обжалование.

В соответствии с законом, могут быть обжалованы акты и действия любого органа и должностного лица. Не ограничен круг лиц, имеющих право подать жалобу. Запрещается пересылка жалобы на рассмотрение того органа или должностного лица, на действия которых подана жалоба. Жалоба подлежит рассмотрению в срок до одного месяца, а не требующая дополнительной проверки и изучения – не позднее 15 дней. Подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинен орган или должностное лицо, действия которых обжалуются. Запрещено рассмотрение анонимных заявлений и жалоб (за исключением тех, в которых содержатся сведения о преступлении). Жалоба должна содержать фамилию, имя и отчество лица, подающего жалобу, адрес места жительства, а также сведения о месте работы или учебы.

Закон устанавливает альтернативный порядок обжалования. Гражданин по своему усмотрению может обратиться с жалобой непосредственно в суд либо к вышестоящему в порядке подчиненности органу (должностному лицу). Орган (д.л.) обязан рассмотреть жалобу в месячный срок. Если гражданину в удовлетворении жалобы отказано или он не получил ответа в течение месяца со дня ее подачи, он вправе обратиться с жалобой в суд.

Жалоба может быть подана гражданином либо его представителем в суд по месту жительства либо в суд по месту нахождения органа (д.л.), нарушившего права гражданина.

С жалобой в суд гражданин может обратиться в установленные сроки: в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав; одного месяца со дня отказа в удовлетворении жалобы вышестоящим органом (д.л.) или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее письменный ответ.

Жалоба рассматривается судом в 10-дневный срок по правилам гражданского судопроизводства.

Суд может:

а) признать обжалуемое действие незаконным и отменить примененные к гражданину меры ответственности либо иным путем восстановить его нарушенные права и свободы,

б) признать обжалуемое действие законным и отказать в удовлетворении жалобы.

Обжалованию подлежат только индивидуальные акты.

Таким образом, общее право жалобы и механизм его реализации закрепляются, главным образом, законодательством об обращениях, в том числе о жалобах граждан, об основах административных процедур, а также некоторыми другими законодательными актами. В этих случаях имеются в виду граждане как таковые, то есть не учитываются какие-либо особенности в их правовом статусе.

Специальное право жалобы приурочено к особенностям правового статуса граждан как лиц, выполняющих те или иные социальные функции, являющихся участниками трудовых, юрисдикционных отношений.

Относительно соответствующих категорий лиц законодательством предусматривается иной порядок внесудебного и судебного обжалования. Он установлен гражданско-процессуальным, уголовно-процессуальным, административно-процессуальным законодательством, законодательством о труде и т.д.

Специальное право жалобы часто находится вне сферы административного права.