IV.Ценовая эластичность предложения (es).

Ценовая эластичность предложения измеряет процентное изменение объёма предложения в результате изменения цены на один процент. Её значение рассчитывается по формуле:

Дуговая es= ∆Qs,%/∆P,% = ∆Qs/∆P,% ۰P1+P2/Qs1+ Qs2;

точечная es = ∆Qs/∆P ۰ P/Q.

 

Возможные варианты эластичности предложения по цене:

  • Абсолютная эластичность (es=∞ ).
  • Эластичное (es>1).
  • Единичное(es=1).
  • Неэластичное (es<1).

 

Факторы, влияющие на ценовую эластичность предложения:

· Возможность увеличения выпуска продукции в отрасли.

· Продолжительность времени, в течение которого предложение может отреагировать на изменение цены.

Классификация временных периодов:

  • Мгновенный период – все производственные ресурсы являются постоянными.
  • Короткий период – хотя бы один ресурс является переменным, а остальные – постоянными.
  • Длительный период, в течение которого все ресурсы - переменные и, поэтому предложение может отреагировать на изменение цен.

 

Контрольные вопросы, тесты и задачи.

1. Как рассчитываются коэффициенты ценовой эластичности спроса? спроса по доходу? перекрестной эластичности? предложения по цене? Каково их экономическое содержание?

2. Что понимается под дуговой и точечной эластичностью? Как рассчитывается коэффициент точечной эластичности?

3. Как изменяется величина коэффициента ценовой эластичности спроса на протяжении кривой спроса, если она выражена линейной функцией? Почему происходит изменение величины этого коэффициента?

4. Каковы факторы, влияющие на ценовую эластичность спроса?

5. Какова связь между уровнем доходов потребителей и структурой их спроса?

6. Какие товары принято считать нормальными товарами? товарами низшего порядка? предметами роскоши?

7. От каких факторов зависит величина коэффициента перекрестной эластичности?

8. Какова связь между перекрестной эластичностью спроса на товары и их взаимозаменяемостью и взаимодополняемостью?

9. Порассуждайте о степени эластичности спроса на следующие товары:

а) яблоки;

б) сигареты,

в) сигареты «Мальборо»,

г) бензин,

д) хлеб,

е) билеты в филармонию,

ж) золотые часы,

з) джинсы,

и) книги,

к) услуги стоматолога,

л) учебники по экономике.

 

2.. Каково будет воздействие следующих изменений цен на величину выручки продавца дохода (уменьшится или увеличится)?

а) цена падает, а спрос неэластичен,

б) цена растет, а спрос эластичен,

в) цена растет, а предложение неэластично,

г) цена растет, а предложение эластично,

д) цена растет, а спрос неэластичен,

е) цена падает, а спрос эластичен,

ж) цена падает, а спрос характеризуется единичной эластичностью.

 

3.В таблице 5.1 представлен рыночный спрос на товар Х

Таблица 5.1

Цена, руб. Количество, штук

 

а) определите коэффициент ценовой эластичности спроса при увеличении цены товара с 1500 до 2000 руб.;

б) определите коэффициент ценовой эластичности спроса при увеличении цены товара с 500 до 1000 руб.;

в) повышение цены товара приводит к увеличению выручки при неэластичном спросе и уменьшению выручки при эластичном спросе. Проверьте истинность этого утверждения .

 

4.Дана функция спроса на товар Х: QD = 4 – P x + 0,2 P y

Определите коэффициент эластичности спроса на товар Х по его цене, если известно, что цена товара Х (РХ) = 3 руб., цена товара Y (PY) = 6 руб.

 

5.Определите коэффициент эластичности спроса по доходу, если известно,

то при доходе 25 000 руб. в год объем спроса на данный товар составит 40 кг, а при доходе

40 000 руб. в год – 52 кг.

 

6.Эластичность спроса населения на данный товар по цене равна – 0,5, по доходу – 0,7. В предстоящем периоде доходы населения увеличатся на 8 %, а цена данного товара уменьшится на 2 %. Как изменится объем спроса на данный товар?

 

7.Функция спроса на товар Х имеет вид QDx = 800 – P x + 0,4 P y . Цена товара Х равна 400руб.,цена товара Y = 500 руб. Определите коэффициенты прямой и перекрестной эластичности спроса по цене на товар Х. Какими по отношению друг к другу являются товары Х и У?

Автомобильная фирма существенно модернизировала производство, что привело к сокращению издержек выпуска автомобилей и позволило снизить цену на 15%. В результате этого доля фирмы на автомобильном рынке выросла с 15% до 25%. Определите ценовую эластичность спроса на автомобили. (Общий объем спроса не изменился).