Мышление

ЛЕКЦИЯ 8 И 9. МЫШЛЕНИЕ И ВООБРАЖЕНИЕ

Глоссарий

Воспроизведение- процесс памяти, в результате которого про­исходит актуализация закрепленного ранее.

Забывание— процесс, заключающийся в невозможности вос­произведения ранее закрепленного в памяти.

Запоминание- психическая деятельность, направленная на зак­репление в памяти новой информации путем связывания ее с уже при­обретенным ранее знанием.

Память— форма психического отражения, заключающаяся в зак­реплении, сохранении и последующим воспроизведении прошлого опыта.

Память механическая- память, основанная на повторении ма­териала без его осмысления.

Память смысловая— вид памяти, основанной на установлении в запоминаемом материале смысловых связей.

Память непроизвольная- запоминание без специальной уста­новки.

Память произвольная- память, основанная на запоминании со специальной установкой.

Узнавание- проявление памяти как воспроизведение образа при повторном восприятии объекта.

Эйдетизм - зрительная память, долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого.

Мнемомика- система различных приёмов, облегающих запо­минаний.

Модальность- характеристика ощущения, воспринимаемого ана­лизаторами слуха, зрения, и т.п.

 

 

Проблема мышлениядолгое время не была предметом изуче­ния психологии, а изучалась философией и логикой. Существуют раз­ные психологические теории мышления (ассоцианизм, вюрцбургская школа, гештальтпсихология и т.д.)

Мышление как высшая форма познавательной деятельности че­ловека позволяет отражать окружающую действительность: обобщен­но опосредованно устанавливать связи и отношения между предметами и явлениями.

Обобщенность способствует тому, что мышление носит знаковый характер, выражается словом. Слово делает человеческое мышление опосредственным.

Благодаря опосредованности оказывается возможным познать то, что непосредственно в восприятии не дано.

Мышление также дает возможность устанавливать связи и отно­шения между предметами, в то время как ощущения и восприятия от­ражают преимущественно отдельные стороны явлений.

Процесс познания является чрезвычайно сложным. Весь матери­ал мыслительная деятельность получает только из чувственного по­знания. И через чувственное познание мышление непосредственно связывается с внешним миром.

Материальной основой мышления является речь. Мысль опирает­ся на свернутую внутреннюю речь.

Мышление выступает как высший процесс, объединяющий всю деятельность человека. Начальным моментом является проблемная ситуация, от осознания проблемы, человек переходит к принятию ре­шения.

Мышление включает ряд операции, таких как:

Анализ- операция мышления, при которой происходит разбор целого на части.

Синтез— операция мышления, при которой происходит соедине­ние или объединение частей в единое целое.

Сравнение- сопоставление предметов и явлений, нахождения между ними сходства и различий.

Абстрагирование- возможность отвлечения от свойств предме­тов, когда им придается иной смысл.

Обобщение- способ решения задач который приводит к едино­му выводу или это объединение предметов и явлений по какому-то одному существенному признаку.

С помощью операций мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматри­ваются свойства элементов составляющих эту проблему, находится решение.

К формам мышления относятся понятие, суждение и умозаклю­чение.

Понятия формируетсяна основе операций мышления, они мо­гут быть общими и единичными, конкретными и абстрактными. Поня­тия складываются в суждения, суждения могут быть истинными и ложными. Происходит соединение суждений о чем-либо в форме умо­заключений, которые бывают утвердительными или отрицательными.

Существует ряд классификаций видов мышления.

Первый и основной - мышление бывает:

- наглядно-действенным- вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов в процессе действий с ними;

- наглядно-образное- вид мышления, характеризующийся представления или образами;

- словесно-логическое- вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями (словами).

- Мышление бывает индуктивным и аналитическим, практическим и теоретическим, творческим и критическим.

Существуют способы мышления — это индукция и дедукция. Ин­дукция- это логический вывод в процессе мышления от частого к общему; Дедукция- логический вывод в процессе мышления от об­щего к частному.

Отражение человеком мира есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы и явления, пережитые чувства не только отражается человеком, но и перестраиваются в но­вые комбинации.