Формы бухгалтерского учета.

Учетные регистры.

Ошибки бухгалтерского учета.

Порядок проведения инвентаризации.

Формы ведения бухгалтерского учета.

Учетные регистры.

Под учетной регистрацией понимают запись хозяйственных операций в учетных регистрах. По внешнему видуучетные регистры подразделяются на:

- книги,

- карточки

- сводные листы (ведомости)

В бухгалтерских книгах все страницы пронумерованы и заключены в переплет. На последней странице указывается общее число пронумерованных страниц за подписью главного бухгалтера. В некоторых книгах страницы нумеруются и прошнуровываются.

Карточки изготавливаются из плотной бумаги или неплотного картона, не скрепляются между собой, их хранят в специальных ящиках – картотеках. Карточки открываются на год.

Сводные листы изготавливаются из менее плотной бумаги, имеют большой формат. Хранят их в папках – регистрах, заводятся они на месяц или квартал.

По окончании месяца по каждой странице учетных регистров подводятся итоги. Итоговые записи регистров обязательно сверяются. После утверждения годового отчета учетные регистры группируют, переплетают и сдают на хранение в текущий архив организации.

 

Форма учета определяется количеством, структурой и внешним видом учетных регистров, последовательностью связей между документами и регистрами.

При мемориально – ордерной форме учета по данным первичных или накопительных документов составляют мемориальные ордера, которые записываются в регистрационный журнал, а затем в Главную книгу. Эта форма отличается строгой последовательностью учетного процесса, простотой и доступностью учетной техники, при ней используются счетные машины.

Недостатки:

- трудоемкость учета,

- отрыв аналитического учета от синтетического,

- громоздкость аналитического учета,

- формы регистров аналитического учета зачастую не содержат показателей, необходимых для контроля.

Особенности: применение для учета хозяйственных операций, журналов – ордеров, совмещенные в ряде журналов – ордеров синтетического и аналитического учета, отражение хозяйственных операций в разряде показателей, сокращение количества записей благодаря рациональному построению журналов - ордеров и Главной книги.

Журналы-ордера представляют собой свободные листы большого формата со значительным количеством реквизитов. Открываются они на месяц на отдельный синтетический счет или на группу синтетических счетов. Каждому журналу присваивается определенный постоянный номер, журналы имеют различную форму. В ряде журналов – ордеров синтетический учет совмещается с аналитическим. Хозяйственные операции записываются в журналы по мере их совершения и оформления документации.

Для сверки правильности записей в журналах общий итог по кредиту счета подсчитывают и записывают его в журнал непосредственно из документов. Полученный итог сверяют с выведенными в отдельных графах журнала итогами по дебетуемым счетам. Оборотные ведомости составляются лишь по тем счетам, в которых аналитический учет ведется самостоятельно. Проверенные месячные итоги журналов записывают в Главную книгу.

Журналы и Главная книга дополняют друг друга, в журналах дается расшифровка кредитового оборота каждого синтетического счета, а в Главной книге – расшифровка дебетового оборота этого же счета. Бухгалтерский баланс составляются по данным Главной книги, журналов – ордеров и вспомогательных и иных ведомостей.

Недостатки:

- сложность

- громоздкость построения журналов – ордеров.

Автоматизированная форма учета – созданная на базе использования ЭВМ. Этой форме учета свойственна последовательность обработки информации. Она позволяет накапливать данные непосредственно в традиционных учетных регистрах и на магнитных носителях информации.

Применение этой формы учета обеспечивает механизацию и во многом автоматизацию учетного процесса, высокую точность учетных данных, оперативность данных учета и т.д. Книга учета хозяйственных операций заполняется либо непосредственно по данным первичных документов, либо по итоговым данным ведомостей. Порядок записи зависит от количества совершаемых ежедневно хозяйственных операций. Если количество хозяйственных операций незначительно, то они вначале записываются в книгу учета хозяйственных операций, а затем в соответствующие ведомости.

Если в организации совершается значительное количество хозяйственных операций, то они могут записываться вначале по соответствующим ведомостям, а уже итоговые данные ведомостей за месяц записываются в книгу учета хозяйственных операций.

Для правильного переноса данных из ведомостей в книгу, в соответствующих графах каждой ведомости в скобках указаны цифры, соответствующие графам книги, в которых должны отражаться эти данные. Можно использовать и кредитовый принцип записи по переносу данных ведомостей в книгу учета хозяйственных операций. По окончании месяца в книге подводятся итоги, подсчитываются обороты по каждому счету и выводится конечное сальдо. Общий итог дебетовых оборотов всех счетов должен совпадать с общим итогом оборотов по кредиту счетов и с итогом по графе «Сумма». Сумма конечных сальдо по активным и пассивным счетам также должны совпадать. Данные о начальных и конечных остатках по каждому синтетическому счету используются для составления бухгалтерского баланса.