Бухгалтерский баланс как одна из основных форм бухгалтерской отчетности.
Содержание форм годовой отчетности и пояснительной записки.
Подготовительные работы, предшествующие составлению годовой отчетности
Общую последовательность составления годовой финансовой отчетности предприятия можно разбить на следующие этапы:
1. Разработка плана составления отчетности - планирование порядка составления годового отчета, изучение инструкций о порядке заполнения отчетных форм, составление графика организации работы в период составления годового отчета с указанием сроков и исполнителей, ответственных за выполнение работ.
2. Проведение инвентаризации имущества и расчетов -проведение не ранее 1 октября обязательной инвентаризации имущества, включая расчеты, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отражения реального состояния дел на предприятии.
3. Осуществление переоценки основных средств - ежегодное (предусмотренное законодательством) проведение пере оценки основных фондов, жилищного фонда, незавершенного строительства и неустановленного оборудования предприятия с отражением ее результатов в балансе по соответствующим статьям.
4. Реформация баланса - перенос итоговых данных журналов-ордеров в Главную книгу после отражения в учете хозяйственных операций, связанных с инвентаризацией и переоценкой основных фондов; подсчет итогов оборотов по дебету
счетов Главной книги и определение остатков по всем синтетическим счетам; сверка оборотов и остатков по счетам аналитического учета с оборотами и остатками по счетам Главной книги. Непосредственно баланс заполняют по данным синтетических счетов Главной книги и субсчетов из учетных регистров
аналитического учета: журналов-ордеров, ведомостей, машинограмм. Реформация баланса проводится в декабре отчетного года.
5. Разработка учетной политики предприятия - разработка
по итогам работы за год и на основе анализа годовой отчетности учетной политики на следующий год.
Формы отчетности: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении источников собственных средств (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).
Бухгалтерский баланс (форма № 1), предприятия как основная форма отчетности является источником информации для оценки деятельности организации, анализа ее финансового состояния, разработки тактики, стратегии и перспектив развития.
Бухгалтерский баланс заполняется на основе остатков (сальдо) по всем счетам, которые открыты в основном регистре - Главной книге, Книге учета хозяйственных операций или оборотно-сальдовой ведомости.
Кроме баланса в состав бухгалтерской отчетности входит Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), содержащий все основные слагаемые конечного экономического показателя деятельности предприятия - прибыли (убытка), а также ее использование по направлениям и расчеты с бюджетом.
Отчет о прибылях иубытках заполняется на основании данных синтетического и аналитического учета по счетам: 90 «Реализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Внереализационные доходы и расходы», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 99 «Прибыли и убытки».
Отчет об изменении капитала (форма № 3) содержит информацию о величине начальных и конечных остатков фондов и резервов организации, создаваемых в соответствии с законодательством Республики Беларусь и учредительными документами, их направлениях ее использования. Форма составляется на основе данных синтетического и аналитического учета по счетам: 80 «Уставный фонд». 82 «Резервный фонд», 83 «Добавочный фонд», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».
Отчет о движении денежных средств (форма № 4) формируется на основе информации о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом остатков денежных средств на начало и конец периода, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Заполняется отчет на основе данных синтетического и аналитического учета по счетам: 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках». Данные отчета позволяют отслеживать направление движения денежных потоков и на основании последующего анализа принимать управленческие решения об их оптимизации.
Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) формируется на основе информации по составу отдельных активов и обязательств организации с приведением источников финансирования затрат по приобретению активов, с указанием структуры дебиторской и кредиторской задолженности, своевременности погашения (включая уплату процентов) кредитов и займов, операции с финансовыми активами организации. Форма состоит из следующих разделов:
I. «Основные средства и нематериальные актины»
II. «Незавершенные вложения во внеоборотные активы»
III.«Доходные вложения в активы»
IV.«Финансовые вложения»
V. «Дебиторская задолженность»
VI. «Кредиторская задолженность»
VII. «Полученные кредиты и займы»
Приложение к бухгалтерскому балансу составляется на основе данных синтетического и аналитического учета по счетам: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы»; 05 «Амортизация нематериальных активов», 03 «Доходные вложения в материальные ценности», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 58 «Финансовые вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными
лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» а также информация забалансовых счетов.
Приложение является наиболее информационно насыщенной формой годового отчета.
Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) формируется по учетным данным некоммерческих организаций, не осуществляющих предпринимательскую деятельность с целью извлечения прибыли (дохода). В нем приводится информация об источниках поступления средств в организацию (целевые взносы и поступления, безвозмездные поступления от других организаций и лиц) и направлениях их расходования в течение отчетного года, остатках средств на конец отчетного года.
Пояснительная записка к годовому отчету не имеет типовой формы, строится с учетом потребностей внешних потребителей информации и характеризует деятельность организации в отчетном году.
Пояснительная записка отражает основные факторы, оказавшие положительное или отрицательное влияние на финансовое положение предприятия.