Бухгалтерский баланс как одна из основных форм бухгалтерской отчетности.

Содержание форм годовой отчетности и пояснительной записки.

Подготовительные работы, предшествующие составлению годовой отчетности

Общую последовательность составления годовой финан­совой отчетности предприятия можно разбить на следующие этапы:

1. Разработка плана составления отчетности - планиро­вание порядка составления годового отчета, изучение инструк­ций о порядке заполнения отчетных форм, составление графи­ка организации работы в период составления годового отчета с указанием сроков и исполнителей, ответственных за выполне­ние работ.

2. Проведение инвентаризации имущества и расчетов -проведение не ранее 1 октября обязательной инвентаризации имущества, включая расчеты, для обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета и отражения реального состояния дел на предприятии.

3. Осуществление переоценки основных средств - ежегод­ное (предусмотренное законодательством) проведение пере оценки основных фондов, жилищного фонда, незавершенного строительства и неустановленного оборудования предприятия с отражением ее результатов в балансе по соответствующим статьям.

4. Реформация баланса - перенос итоговых данных жур­налов-ордеров в Главную книгу после отражения в учете хо­зяйственных операций, связанных с инвентаризацией и пере­оценкой основных фондов; подсчет итогов оборотов по дебету
счетов Главной книги и определение остатков по всем синте­тическим счетам; сверка оборотов и остатков по счетам анали­тического учета с оборотами и остатками по счетам Главной книги. Непосредственно баланс заполняют по данным синтети­ческих счетов Главной книги и субсчетов из учетных регистров
аналитического учета: журналов-ордеров, ведомостей, маши­нограмм. Реформация баланса проводится в декабре отчетного года.

5. Разработка учетной политики предприятия - разработка
по итогам работы за год и на основе анализа годовой отчетнос­ти учетной политики на следующий год.

Формы отчетности: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении источников собственных средств (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5), отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

 

Бухгалтерский баланс (форма № 1), предприятия как основная форма отчетности является источником информации для оценки де­ятельности организации, анализа ее финансового состояния, разработки тактики, стратегии и перспектив развития.

Бухгалтерский баланс заполняется на основе остатков (сальдо) по всем счетам, которые открыты в основном регист­ре - Главной книге, Книге учета хозяйственных операций или оборотно-сальдовой ведомости.

Кроме баланса в состав бухгалтерской отчетности входит Отчет о прибылях и убытках (форма № 2), содержащий все основные слагаемые конечного экономического показателя деятельности предприятия - прибыли (убытка), а также ее ис­пользование по направлениям и расчеты с бюджетом.

Отчет о прибылях иубытках заполняется на основании дан­ных синтетического и аналитического учета по счетам: 90 «Ре­ализация», 91 «Операционные доходы и расходы», 92 «Вне­реализационные доходы и расходы», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 99 «Прибыли и убытки».

Отчет об изменении капитала (форма № 3) содержит инфор­мацию о величине начальных и конечных остатков фондов и ре­зервов организации, создаваемых в соответствии с законодатель­ством Республики Беларусь и учредительными документами, их направлени­ях ее использования. Форма составляется на основе данных синте­тического и аналитического учета по счетам: 80 «Уставный фонд». 82 «Резервный фонд», 83 «Добавочный фонд», 99 «Прибыли и убытки», 84 «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)».

Отчет о движении денежных средств (форма № 4) фор­мируется на основе информации о потоках денежных средств (поступление, направление денежных средств) с учетом остат­ков денежных средств на начало и конец периода, в разрезе те­кущей, инвестиционной и финансовой деятельности. Заполня­ется отчет на основе данных синтетического и аналитического учета по счетам: 50 «Касса», 51 «Расчетный счет», 52 «Валют­ные счета», 55 «Специальные счета в банках». Данные отчета позволяют отслеживать направление движения денежных по­токов и на основании последующего анализа принимать управ­ленческие решения об их оптимизации.

Приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) форми­руется на основе информации по составу отдельных активов и обязательств организации с приведением источников финанси­рования затрат по приобретению активов, с указанием струк­туры дебиторской и кредиторской задолженности, своевремен­ности погашения (включая уплату процентов) кредитов и зай­мов, операции с финансовыми активами организации. Форма состоит из следующих разделов:

I. «Основные средства и нематериальные актины»

II. «Незавершенные вложения во внеоборотные активы»

III.«Доходные вложения в активы»

IV.«Финансовые вложения»

V. «Дебиторская задолженность»

VI. «Кредиторская задолженность»

VII. «Полученные кредиты и займы»

Приложение к бухгалтерскому балансу составляется на ос­нове данных синтетического и аналитического учета по счетам: 01 «Основные средства», 02 «Амортизация основных средств», 04 «Нематериальные активы»; 05 «Амортизация нематериаль­ных активов», 03 «Доходные вложения в материальные цен­ности», 08 «Вложения во внеоборотные активы», 58 «Финан­совые вложения», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчика­ми»; 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 71 «Расчеты с подотчетными

лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», 75 «Расчеты с учредителями», 76 «Расчеты с разными дебито­рами и кредиторами», 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам» а также информация забалансовых счетов.

Приложение является наиболее информационно насыщен­ной формой годового отчета.

Отчет о целевом использовании полученных средств (форма № 6) формируется по учетным данным некоммерческих орга­низаций, не осуществляющих предпринимательскую деятель­ность с целью извлечения прибыли (дохода). В нем приводится информация об источниках поступления средств в организацию (целевые взносы и поступления, безвозмездные поступления от других организаций и лиц) и направлениях их расходования в те­чение отчетного года, остатках средств на конец отчетного года.

Пояснительная записка к годовому отчету не имеет типо­вой формы, строится с учетом потребностей внешних потреби­телей информации и характеризует деятельность организации в отчетном году.

Пояснительная записка отражает основные факторы, ока­завшие положительное или отрицательное влияние на финан­совое положение предприятия.