Документальное оформление выбытия и ликвидации основных средств и нематериальных активов
Методика отражения в бухгалтерском учете выбытия основных средств зависит от причины выбытия. Чаще всего основные средства выбывают по следующим причинам:
- при их реализации юридическим и физическим лицам;
- при безвозмездной передаче основных средств другим предприятиям и лицам;
- при их внесении в качестве взноса в уставный капитал других предприятий;
- при частичной или полной ликвидации основных средств, связанной с их физическим и моральным износом, при авариях, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях, повлекших невозможность дальнейшего использования или нецелесообразность восстановления;
- при выявлении недостачи основных средств в результате проведенной инвентаризации;
- при передаче арендодателю капитальных вложений в арендованные основные средства после истечения срока аренды;
- при уничтожении основных средств в результате аварий, стихийных бедствий и т. п.
При продаже основных средств материально ответственное лицо, получив от представителя покупателя доверенность на право совершения покупки, выписывает товарно-транспортную накладную в трех экземплярах. В ней работник бухгалтерии проставляет необходимые данные по основным средствам (первоначальную или восстановительную стоимость основных средств, сумму начисленного износа, отпускную стоимость и т. п.). К накладной прилагается необходимая техническая документация на основные средства. На реализуемый объект основных средств комиссия составляет «Акт приемки-передачи основных средств» в двух экземплярах (для сдающей и принимающей стороны). На основании акта приемки-передачи основных средств в бухгалтерии делаются соответствующие отметки в инвентарных карточках. Эти карточки изымаются из картотеки, о чем делаются записи в описи инвентарных карточек или в инвентарной книге, а также в инвентарных списках местонахождения объектов основных средств.
Если основные средства пришли в негодность и реализовать либо передать безвозмездно другому субъекту хозяйствования невозможно, то они подлежат списанию и ликвидации. Ликвидацией называется выбытие основных средств вследствие их физического или морального износа, ветхости, аварий, стихийных бедствий, нарушения нормальных условий эксплуатации, а также в связи с реконструкцией, техническим перевооружением предприятий и по другим причинам. Ликвидация связана с разборкой, демонтажом оборудования, транспортных средств, перевозкой ликвидированных основных средств, очисткой территории и т. п.
Для списания пришедших в негодность основных средств создается специальная комиссия, которая производит оценку пригодности объектов к дальнейшему использованию, возможности и целесообразности восстановления основных средств. На многих торговых предприятиях приемку и списание основных средств осуществляет одна и та же комиссия. На предъявленный к списанию объект комиссия составляет «Акт ликвидации основных средств» (форма № ОС-4) в двух экземплярах. В нем указываются: наименование объекта основных средств; год изготовления или постройки; дата поступления на предприятие и ввода в эксплуатацию; инвентарный номер; первоначальная стоимость; сумма начисленной амортизации; количество капитальных ремонтов; причины выбытия; наличие драгоценных металлов в списываемом объекте и др.
Выбывшие основные средства должны быть сняты с учета, для чего в инвентарной карточке делается специальная отметка и она изымается из картотеки.
Для учета выбытия объектов основных средств в случаях их продажи, списания вследствие физического и морального износа, частичной ликвидации
безвозмездной передачи и по другим причинам к счету «Основные средства» может открываться субсчет «Выбытие основных средств». В дебет этого субсчета списывают стоимость выбываю накопленной по ним амортизации. Таким образом, на субсчете «Выбытие основных средств» отражается остаточная стоимость выбывших объектов основных средств, которая при их реализации и ликвидации списывается на счет 91 «Операционные доходы и расходы». Однако введение счета «Выбытие основных средств» к счету 01 «Основные средства» является обязательным.
Бухгалтерия предприятия может списывать сумму накопленной амортизации по выбывающему объекту непосредственно в кредит счета «Основные средства», а расходы и доходы, связанные с его реализацией, относить на счет 91 «Операционные доходы и расходы». Счет 91 предназначен для обобщения информации и определения финансового результата операций по реализации, ликвидации основных средств. По дебету счета 91 «Операционные доходы и расходы» отражается остаточная стоимость выбывших объектов, расходы, связанные с их выбытием, а также начисление налога на добавленную стоимость с продажной стоимости объекта; по кредиту - суммы выручки от реализации имущества, стоимость материальных ценностей, поступивших в связи со списанием имущества по цене возможного использования.
Превышение оборота по кредиту счета 91 (прибыль) списывается записью:
Дебет счета 91 «Операционные доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо операционных доходов и расходов».
Кредит счета 99 «Прибыли и убытки».
Полученный убытокот выбытия основных средств отражается обратной проводкой: Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»
Кредит счета 91 «Операционные доходы и расходы», субсчет 9 «Сальдо операционных доходов и расходов».
Таким образом, синтетический счет 91 «Операционные доходы и расходы» сальдо на отчетную дату не имеет. По окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 91 «Операционные доходы и расходы» (кроме субсчета 91 -9) закрываются внутренними записями на субсчет 91 -9 «Сальдо операционных доходов и расходов».