Документальное оформление поступления основных средств и нематериальных активов
Тема 22. Учет основных средств и нематериальных активов
Положение по бухгалтерскому учету основных средств. Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Задачи и принципы учета основных средств, их экономическое содержание. Классификация основных средств (по видам, отраслям, функциональному назначению, принадлежности, использованию). Виды оценки основных средств (первоначальная, восстановительная, остаточная).
Документальное оформление поступления, выбытия и ликвидации основных средств и нематериальных активов. Синтетический учет поступления, выбытия и ликвидации основных средств. Учет износа и ремонта основных средств. Учет нематериальных активов. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов. Переоценка основных средств, ее отражение в бухгалтерском учете.
Документальное оформление и методика учета поступления основных средств во многом зависят от условий их приобретения и источников поступления. Основные средства могут поступать на предприятия торговли и общественного питания в результате:
- произведенных капитальных вложений (строительство объектов основных средств и изготовление оборудования хозяйственным способом, а также приобретение за плату у юридических и физических лиц);
- безвозмездного поступления (в том числе в порядке благотворительной помощи);
- внесения в качестве вклада в уставный фонд (капитал);
- получения в обмен на другое имущество;
- получения в аренду;
- оприходования излишков основных средств, выявленных при инвентаризации;
- получения в иных случаях, установленных законодательством.
Приемка в эксплуатацию основных средств на торговых предприятиях, какправило, осуществляется постоянно действующей комиссией, которая назначается приказом (распоряжением) руководителя хозяйствующего субъекта состав комиссии обычно включают специалиста по строительству или инженера по технике безопасности, бухгалтера, руководителя структурного подразделения предприятия, которому передаются в эксплуатацию основные средства. На принятые в эксплуатацию объекты основных средств комиссия составляетакт (накладную) приемки-передачи основных средств (форма №ОС-1) за исключением случаев, когда ввод объектов в действие в соответствии с законодательством должен оформляться в особом порядке.
Акт (накладная) приемки-передачи основных средств составляется в одном экземпляре на каждый объект основных средств. В нем дается подробная характеристика объекта, источник приобретения (возведения), год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, соответствие основных средств техническим условиям, заключение и подписи членов комиссии, другая информация, необходимая для правильной эксплуатации и учета основных средств.
Полностью оформленный акт приемки-передачи основных средств вместе с приложенной технической документацией передается на утверждение руководителю предприятия, а затем - в бухгалтерию, которая на основании этих документов открывает инвентарные карточки учета основных средств по форме № ОС-6. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре. В них указываются: наименование объекта, его краткая характеристика, первоначальная стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортизации, предприятие-изготовитель, номер акта и дата приемки основных средств, инвентарный номер и другие индивидуальные характеристики, объекта. Инвентарные карточки хранятся в бухгалтерии.
Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основных средств в момент составления акта по форме № ОС-1 каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер. Отдельный инвентарный номер присваивается каждому объекту основных средств независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации. Инвентарный номер сохраняется за объектом основных средств весь период его нахождения на данном предприятии. Инвентарные номера выбывших объектов основных средств не могут присваиваться другим, вновь поступившим основным средствам.
По основным средствам, взятым в аренду (лизинг), новые инвентарные номера не присваиваются. Они учитываются по номерам, присвоенным им арендодателем (лизингодателем). На арендованные основные средства обычно инвентарные карточки не открываются. Их учет ведут на копии карточки, прилагаемой арендодателем к акту приемки-сдачи объекта основных средств в аренду.
После открытия на объект основных средств инвентарной карточки техническая документация по нему передается в бухгалтерию для хранения и учета.
На наиболее крупные объекты основных средств и приобретенное оборудование составляют технические паспорта. В них дается технико-экономическое описание объекта основных средств, указывается время ввода его в действие, время и стоимость проведенных ремонтов, способ начисления амортизации, причины выбытия и другая информация, необходимая для использования и учета основных средств.
Внутреннее перемещение основных средств на предприятии оформляется накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-1) в двух экземплярах работником подразделения, которое передает основные средства. Первый экземпляр накладной с распиской получателя передается в бухгалтерию, а второй остается в подразделении предприятия, передавшем основные средства.
Инвентарные карточки хранятся по классификационным группам основных средств, а внутри каждой группы - по местам их нахождения и видам. При выбытии основных средств инвентарные карточки из картотеки изымаются.
Предприятия, имеющие небольшое количество объектов основных средств, могут вести их пообъектный учет в инвентарной книге (форма №ОС-11).
Для обеспечения контроля за сохранностью инвентарных карточек их регистрируют в специальной «Описи инвентарных карточек по учету основных средств» (форма № ОС-10), составляемой в одном экземпляре. В ней указываются: наименование основных средств, их назначение, инвентарный номер и номер карточки по каждому объекту, а также делаются отметки об их выбытии.