Документальное оформление поступления основных средств и нематериальных активов

Тема 22. Учет основных средств и нематериальных активов

 

 

Положение по бухгалтерскому учету основных средств. Положение о порядке начисления амортизации основных средств и нематериальных активов. Задачи и принципы учета основных средств, их экономическое содержание. Классификация основных средств (по видам, отраслям, функциональному назначению, принадлежности, использованию). Виды оценки основных средств (первоначальная, восстановительная, остаточная).

Документальное оформление поступления, выбытия и ликвидации основных средств и нематериальных активов. Синтетический учет поступления, выбытия и ликвидации основных средств. Учет износа и ремонта основных средств. Учет нематериальных активов. Инвентаризация основных средств и нематериальных активов. Переоценка основных средств, ее отражение в бухгалтерском учете.

 

 

Документальное оформление и методика учета поступления основных средств во многом зависят от условий их приобретения и источников поступ­ления. Основные средства могут поступать на предприятия торговли и обще­ственного питания в результате:

- произведенных капитальных вложений (строительство объектов основных средств и изготовление оборудования хозяйственным способом, а также при­обретение за плату у юридических и физических лиц);

- безвозмездного поступления (в том числе в порядке благотворительной помощи);

- внесения в качестве вклада в уставный фонд (капитал);

- получения в обмен на другое имущество;

- получения в аренду;

- оприходования излишков основных средств, выявленных при инвентари­зации;

- получения в иных случаях, установленных законодательством.

Приемка в эксплуатацию основных средств на торговых предприятиях, какправило, осуществляется постоянно действующей комиссией, которая назначается приказом (распоряжением) руководителя хозяйствующего субъекта состав комиссии обычно включают специалиста по строительству или инже­нера по технике безопасности, бухгалтера, руководителя структурного подразделения предприятия, которому передаются в эксплуатацию основные средства. На принятые в эксплуатацию объекты основных средств комиссия со­ставляетакт (накладную) приемки-передачи основных средств (форма №ОС-1) за исключением случаев, когда ввод объектов в действие в соответствии с законо­дательством должен оформляться в особом порядке.

Акт (накладная) приемки-передачи основных средств составляется в од­ном экземпляре на каждый объект основных средств. В нем дается подробная характеристика объекта, источник приобретения (возведения), год выпуска или постройки, дата ввода в эксплуатацию, соответствие основных средств техническим условиям, заключение и подписи членов комиссии, другая ин­формация, необходимая для правильной эксплуатации и учета основных средств.

Полностью оформленный акт приемки-передачи основных средств вместе с приложенной технической документацией передается на утверждение руко­водителю предприятия, а затем - в бухгалтерию, которая на основании этих документов открывает инвентарные карточки учета основных средств по форме № ОС-6. Инвентарные карточки составляются в одном экземпляре. В них ука­зываются: наименование объекта, его краткая характеристика, первоначаль­ная стоимость, срок полезного использования, способ начисления амортиза­ции, предприятие-изготовитель, номер акта и дата приемки основных средств, инвентарный номер и другие индивидуальные характеристики, объекта. Ин­вентарные карточки хранятся в бухгалтерии.

Для организации учета и обеспечения контроля за сохранностью основ­ных средств в момент составления акта по форме № ОС-1 каждому объекту основных средств присваивается инвентарный номер. Отдельный инвентар­ный номер присваивается каждому объекту основных средств независимо от того, находится он в эксплуатации, в запасе или на консервации. Инвентарный номер сохраняется за объектом основных средств весь период его нахождения на данном предприятии. Ин­вентарные номера выбывших объектов основных средств не могут присваи­ваться другим, вновь поступившим основным средствам.

По основным средствам, взятым в аренду (лизинг), новые инвентарные номера не присваиваются. Они учитываются по номерам, присвоенным им арендодателем (лизингодателем). На арендованные основные средства обыч­но инвентарные карточки не открываются. Их учет ведут на копии карточки, прилагаемой арендодателем к акту приемки-сдачи объекта основных средств в аренду.

После открытия на объект основных средств инвентарной карточки техни­ческая документация по нему передается в бухгалтерию для хранения и учета.

На наиболее крупные объекты основных средств и приобретенное обору­дование составляют технические паспорта. В них дается технико-экономичес­кое описание объекта основных средств, указывается время ввода его в дей­ствие, время и стоимость проведенных ремонтов, способ начисления аморти­зации, причины выбытия и другая информация, необходимая для использова­ния и учета основных средств.

Внутреннее перемещение основных средств на предприятии оформляет­ся накладной на внутреннее перемещение основных средств (форма № ОС-1) в двух экземплярах работником подразделения, которое передает основные средства. Первый экземпляр накладной с распиской получателя передается в бухгалтерию, а второй остается в подразделении предприятия, передавшем основные средства.

Инвентарные карточки хранятся по классификационным группам основ­ных средств, а внутри каждой группы - по местам их нахождения и видам. При выбытии основных средств инвентарные карточ­ки из картотеки изымаются.

Предприятия, имеющие небольшое количество объектов основных средств, могут вести их пообъектный учет в инвентарной книге (форма №ОС-11).

Для обеспечения контроля за сохранностью инвентарных карточек их ре­гистрируют в специальной «Описи инвентарных карточек по учету основных средств» (форма № ОС-10), составляемой в одном экземпляре. В ней указыва­ются: наименование основных средств, их назначение, инвентарный номер и номер карточки по каждому объекту, а также делаются отметки об их выбы­тии.