Глоссарий

Качества внимания

Виды внимания

1.Непроизвольное - действие сильного, контрастного или значимого и выделяющего эмоциональный отклик раздражителя (непроизвольность, легкость переключения и возникновения) т.е. самособой.

2.Произвольное — постановка (принятие) задач (направленность в соответствии с задачей, требует волевого усилия, утомляет).

3.Послепроизвольное - вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес (сохранность, целенаправленность, снимается напряжение).

Исследования Б.М. Теплова, В.Д. Небылицина показали, что ка­чества внимания зависят от свойств нервной системы человека. Обна­ружилось, что людям со слабой нервной системой, дополнительные раздражители мешают сосредоточиться, а с сильной даже, повышают концентрацию внимания.

Внимание- направленность и сосредоточенность сознания че­ловека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других. Различают: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание. Даминанта - временно господствующий в коре головного моз­га очаг возбуждения.

Качества внимания:

Концентрация - степень сосредоточенности внимания на объекте.

Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вни­манием одновременно.

Переключение — намеренный перенос внимания с одного объек­та на другой (осознанность отличает переключение от отвлечения вни­мания).

Распределение - возможность удерживать в сфере внимания од­новременно несколько объектов.

Устойчивость - длительность сосредоточения сознания на объекте.

Вопросы:

1 .Определите роль и место внимания в психической деятельности че­ловека.

2. Возможна ли разумная деятельность без внимания? Чем может быть обусловлена невнимательность студента на лекциях или семинарах?

Перечислите и объясните причины.

3. Раскройте важнейшие характеристики каждого вида внимания, выскажите свое мнение, какой вид внимания наиболее эффективный?

4.Перечислите качества внимания, раскройте содержание каждого ка­чества, его роль в жизни и деятельности.

5.0характеризуйте факторы, способствующие привлечению внимания и приведите примеры из жизни.

 

 

ЛЕКЦИЯ 7. ПАМЯТЬ КАК ВЫСШАЯ ПСИХИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ

Образы внешнего мира, возникающие в коре головного мозга, не исчезают бесследно. Они оставляют след, который может сохра­няться в течение длительного времени. Запоминание, сохранение и последующее затем воспроизведение личностью ее опыта и составля­ет сущность процесса памяти. Благодаря памяти расширяются позна­вательные возможности человека.

Память как познавательный процесс обеспечивает целостность и развитие личности; она изменяется с возрастом и поддается тренировке.

Успешность памяти зависит:

- от степени завершенности действий запоминания;

- от интересов и склонностей личности;

- от отношения личности к той или иной деятельности;

- от эмоционального настроя;

- от волевого усилия.

Вопрос о механизмах памяти сложен и является предметом ряда наук - физиологии, биохимиии, психологии.

Физиологи связывают процесс хранения информации с образо­ванием нервных связей.

Биохимики - с изменением РНК и других биохимических структур.

Психологи подчеркивают зависимость памяти от характера дея­тельности человека и направленности личности.

Процессы памяти нельзя рассматривать как протекающие незави­симо от особенностей и свойств личности. Мнемические процессы тесно связаны прежде всего с направленностью и мотивацией лично­сти. Память зависит от различных сторон личности: уровня ее разви­тия, развития волевой, эмоциональной и интеллектуальной сфер.

Данные исследований показывают развитие различных сторон памяти. Существует некоторая последовательность в возникновении и проявлении разных видов памяти.

Уровни развития памяти в значительной мере зависят от возраста человека, общего состояния организма и.т.д.

Большое влияние на память человека оказывает направленность деятельности, осуществляемой при запоминании и воспроизведении.

Продуктивность памяти характеризуется объемом и быстротой запоминания материала, длительностью сохранения, готовностью и точностью воспроизведения.

В памяти людей наблюдаются большие индивидуальные различия. Это обнаруживается:

- в различной скорости запоминания;

- в прочности сохранения;

- в легкости воспроизведения.

Индивидуальные различия памяти могут быть обусловлены и врожденными особенностями высшей нервной деятельности и воспи­танием. Индивидуальные особенности обуславливают различные типы памяти.

Индивидуальные различия в памяти могут быть двух видов: с од­ной стороны, память разных людей отличается преобладанием той или иной модальности - зрительной, слуховой, двигательной; с другой стороны, память различных людей может отличаться по уровню своей организации.

Человек с наглядно-образным типом памяти особенно хорошо запоминает наглядные образы, цвет предметов, звуки и.т.п.

При словесно-логическом типе памяти лучше запоминается сло­весный, нередко абстрактный материал: понятия, формулы и.т.п.

При эмоциональном типе памяти сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства.

Встречаются люди, обладающие так называемой феноменальной памятью. Феноменальная память характеризуется исключительно силь­ной образностью. Человек, например, видит отсутствующий предмет до мельчайших подробностей.

В зависимости от длительности сохранения различают:

Кратковременную память(запоминание на короткий срок, иног­да после однократного и очень краткого восприятия).

Долговременную память(длительное сохранение материала, чаще всего после многократного повторения).

Оперативную память(запоминание, проявляющееся в процес­се конкретной деятельности и включающие элементы кратковремен­ной и долговременной памяти).

В соответствии с целями деятельности, в которую включено запо­минание, оно может быть:

- произвольным,если определяется сложной целенаправленной деятельностью, подчиненной воле и определенной мнемической задаче;

- непроизвольным,когда отсутствует специальная мнемическая задача и запоминание происходит без волевого усилия.

Исследования Л.И. Зинченко показали, что непроизвольное запо­минание может быть более эффективными, чем произвольное, в тех случаях, когда оно осуществляется в процессе интенсивной мысли­тельной деятельности.

Запоминание может протекать с различной степенью осмыслен­ности, с различной глубиной понимания. Но мышление всегда являет­ся существенной опорой памяти, необходимым условием успешного запоминания. В соответствии с этим обычно различают механическое и логическое (смысловое) запоминание. Успешность запоминания в значительной мере зависит от смысловых связей между элементами запоминания.

Процессом, противоположным сохранению является забывание. Забывание биологически целесообразно для организма. Оно обуслов­лено угасанием временных нервных связей, утративших свое значе­ние и потому неподкрепляемых. Забывается прежде всего то, что перестает быть для личности существенным, важным и необходимым.

Вопросы:

1. Определите важнейшие особенности памяти как познавательного психического процесса.

2. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?

3. Почему необходимым условием успешного запоминания является активность мыслительной деятельности?

4. Охарактеризуйте причины, влияющие на продуктивность памяти.

5. Перечислите виды памяти и определите, какая модальность преобладает у Вас при запоминании?