Пути повышения эффективности менеджмента
Оценка эффективности менеджмента
Тема 6.3. Эффективность менеджмента
Способы предупреждения конфликтов
Ø Создание хороших условий деятельности, четкое распределение функций, прав, ответственности, согласование интересов
Ø Выявление потребностей работников и создание условий для максимального их удовлетворения
Ø Формирование рабочих групп с учетом личной совместимости, применение адекватного стиля руководства
Ø Своевременное обнаружение противоречий и разногласий и их разрешение на основе переговоров.
Эффективность –универсальная характеристика результативности любой деятельности. Измеряется соотношением результата к затратам на его получение.
Эффективность менеджментапроявляется через результативность деятельности объекта управления.
Результаты деятельности могут измеряться различными показателями: рентабельность, объем производства, объем прибыли, объем продаж, степень захвата рынка, повышение качества продукции и услуг, снижение трудоемкости, сокращение расхода ресурсов и т.д.
Для измерения эффективности менеджмента могут быть сконструированы различные показатели. Сами по себе эти показатели не имеют смысла, но в сравнении с другими организациями или с предыдущими периодами деятельности, или с нормативными значениями могут использоваться для оценки динамики эффективности менеджмента.
Экономические показатели эффективности менеджмента:
1. Эффективность управления
Эу = Пр : Зу,
где Эу - эффективность управления, руб./руб.
Пр – прибыль организации, руб,
Зу – затраты на управление, руб.
2. Коэффициент численности управленческих работников
Кч = Чу : Ч,
где Кч - коэффициент численности, усл. ед.
Чу – численность работников управления, чел.
Ч– численность сотрудников организации, чел.
3. Коэффициент затрат на управление
Кз = Зу : З,
где Кз -коэффициент затрат на управление, руб./руб.
Зу – затраты на управление, руб.
З – общие затраты организации, руб.
4. Удельные затраты на управление
Зуу = Зу : ОП(У)
где Зуу - удельные затратты на управление, руб./ ед. (руб.)
оп(у) – объем выпускаемой продукции(услуг), ед. (руб.)
Анализ эффективности управления на основе приведенных показателей заключается в сравнении текущих значений показателя с базовыми значениями по организации или со значениями показателей в организации аналогичного профиля.
Повышение эффективности менеджмента характеризуется повышением эффективности управляемого объекта. Повышение эффективности менеджмента само по себе не является самоцелью, а выступает как результат повышения эффективности организации в целом. Если организация сэкономила ресурсы, повысила объем производства, прибыли, качество продукции и обслуживания, менеджеры организации вправе приписать это к своим заслугам и трактовать успехи организации как свои собственные. Очевидно, что эффективность организации может повыситься за счет факторов, не зависящих от менеджеров (рост экономической конъюнктуры, уход с рынка конкурентов, рост совокупного спроса), но общий рост эффективности организации очень трудно разделить по факторам, зависящим от управления и не зависящим от него.
Вместе с тем, менеджеры для повышения эффективности должны осуществлять следующие действия:
1. Совершенствовать организационную структуру
2. Следить за изменениями во внешней и внутренней среде организации
3. Обеспечивать условия для роста квалификации сотрудников
4. Вырабатывать стратегию развития, обеспечивающую долгосрочные конкурентные преимущества организации
5. Следить за расходами организации, постоянно анализировать их динамику и всячески способствовать их снижению
6. Обеспечивать использование в производстве и управлении достижения науки и технологии, создавать атмосферу позитивного восприятия инноваций
7. Разрабатывать эффективную технологию выполнения управленческих процедур
8. Создавать благоприятный социально-психологический климат в коллективе
9. Следить за настроениями потребителей, изучать их потребности и ожидания
10. Формировать совместные ценности в коллективе