Объекты и субъекты менеджмента

Основные категории менеджмента

Понятие и содержание менеджмента

Тема 1.1. Сущность и категории менеджмента

Раздел 1. Основы менеджмента

Тема 6.2. Конфликты в коллективе и способы их предупреждение. 30

6.2.1. Конфликт. Виды конфликтов. Причины конфликтов ………… 30

6.2.2. Способы предупреждения конфликтов ………………………… 30

Тема 6.3. Эффективность менеджмента ………………………………… 30

6.3.1. Оценка эффективности менеджмента …………………………… 30

6.3.2. Пути повышения эффективности менеджмента ……………… 31

 

 

 

Менеджмент представляет собой область знаний и профессиональной деятельности, направленных на формирование и обеспечение достижения целей путем рационального использования имеющихся ресурсов

 

Соотношение понятий: управление, менеджмент, руководство

 

Управление более широкое понятие, чем менеджмент. Например, можно управлять и коллективом, и автомобилем. Но… менеджмент автомобиля? Не звучит!

Менеджмент более широкое понятие, чем руководство. Руководство как часть менеджмента отражает поведение менеджера в системе «начальник – подчиненный».

 

Цель:

 

Основная цель менеджмента – обеспечение гармонии в развитии управляемого объекта, то есть согласованного и эффективного функционирования всех внешних и внутренних элементов объекта.

 

Характеристика современной ситуации в развитии объектов менеджмента:

 

Современные объекты менеджмента характеризуются неопределенностью развития, возрастающим уровнем риска, необходимостью системного подхода к решению проблем, высокой зависимостью от внешней среды. Эти особенности связаны с изменениями в характере труда (повышение роли работника в принятии решений), усилении разнообразия внешней среды.

 

Содержание менеджмента:

 

Менеджмент определяется в нескольких аспектах (с нескольких точек зрения):

 

Ø Наука управления

Ø Искусство управления

Ø Вид деятельности

Ø Аппарат управления

 

 

Категории:

 

Ø Объекты и субъекты менеджмента

Ø Виды менеджмента

Ø Функции менеджмента

Ø Методы менеджмента

Ø Принципы менеджмента

 

 

Объекты менеджмента:

Ø функциональные области: производство, сбыт, снабжение, инновации, персонал, финансы и т.п.

Ø уровень иерархии объекта: рабочее место, элемент структурного подразделения, структурное подразделение, организация, комплекс, отрасль, национальная экономика

Ø вид объекта: операция, проект, система. Можно управлять операцией, проектом, системой.

 

Субъекты менеджмента:

 

Менеджеры – руководители различного уровня, занимающие постоянную должность и наделенные ответственностью и полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности организации

 

Иерархический уровень:

Ø высший (топ-менеджмент, руководители организации),

Ø средний (менеджеры структурных подразделений, филиалов),

Ø низший (руководители бригад, групп, секторов, организаторы определенных видов работ)

Виды менеджмента:

 

По признаку объекта:

 

Ø общий (генеральный) менеджмент – управление деятельностью организации в целом или ее самостоятельных хозяйственных единиц (профит-центров)

Ø функциональный или специальный менеджмент – управление определенными сферами деятельности организации (функциональными областями) или ее звеньев (маркетинг, персонал, финансы, производство и т.п.)

 

По признаку содержания:

 

Ø нормативный менеджмент – разработка и реализация философии организации, ее предпринимательской политики, позиции в конкурентной нише рынка, формирование общих стратегических намерений

Ø стратегический менеджмент – выработка набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха организации и обеспечение стратегического контроля за их реализацией

Ø оперативный менеджмент – разработка тактических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития организации.

 

Функции менеджмента:

 

Функция - устойчивый состав специфических видов управленческой деятельности.

 

Ø Общие функции: формирование целей, планирование, организация, контроль, регулирование

Ø Технологические функции: разработка решений и установление коммуникаций

Ø Социально-психологические функции: делегирование полномочий и мотивация сотрудников