Задания на сравнение: чем вызваны ошибки?

Особые трудности вызывает сравнение близких по многим признакам явлений. Так, задания по сопоставлению демократического и тоталитарного режимов выполняются гораздо успешнее, чем задания, нацеливающие на сравнение тоталитарного и авторитарного режимов.

Задание 1. При авторитарном режиме в отличие от тоталитарного
1) руководит государством общенациональный лидер – вождь
2) государство является главным институтом политической системы
3) сохраняется значение традиционных институтов: церкви и армии
4) правовые нормы поддерживаются государством
Комментарий. Ошибочный выбор второго и четвертого вариантов ответа делают преимущественно те, кто затруднился в определении исходного общего понятия. Им в данном случае является «государство». А любое государство, независимо от политического режима, выступает главным институтом политической системы и поддерживает существующие в стране правовые нормы. Из оставшихся альтернатив первая отражает черту, скорее свойственную тоталитарному режиму (хотя и в авторитарных государствах встречаются свои вожди). Достаточно вспомнить известные из истории факты. Именно такие лидеры превозносились до обожествления, их именами освещались все значимые события в стране. При этом, выступая в роли революционных вождей, они стремились порвать с прошлым: разрушить сложившуюся церковную организацию, уничтожить старые государственные структуры, включая армию, чтобы создать другие, преданные новому порядку. Напротив, непременным условием устойчивости авторитарных режимов является их опора на традиционные институты, прежде всего – церковь, освещавшую веками существующий строй, и армию, пресекающую поползновения тех, кто хотел бы разрушить сложившийся уклад. Отсюда ясно, что правильным ответом в задании является третья альтернатива.
Меньше половины учеников справились с заданием на сравнение общества и природы.

Задание 2. В отличие от природы общество
1) обладает свойствами системы
2) находится в развитии
3) выступает в качестве творца культуры
4) развивается закономерно
Комментарий. Вот как распределились ответы.
Первый и второй варианты ответа выбрали по 20 % экзаменующихся, четвертый – 16 %, третий – правильный – 43 %.
Разберем данное задание. В условии указаны два сопоставляемых объекта: природа и общество. Каждый из них охватывает огромное множество явлений и процессов, в совокупности образующих тот реальный мир, в котором мы живем. Вот мы и вышли на понятие, по отношению к которому понятия «общество» и «природа» могут рассматриваться как частные, – «реальный мир» (вспомните определение общества в самом широком значении этой категории: «часть реального мира, обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная»). Присущи ли этому миру закономерности в развитии? Утвердительный ответ очевиден. Вспомните, сколько законов живой и неживой природы вы изучили на уроках физики, химии, биологии. Присуще ли ему развитие? Достаточно оживить знания об эволюции природы и изменениях общества, чтобы и на этот вопрос ответить – «да». Закономерностью развития мира можно считать и системность связей неживой природы, живой природы и человека. Таким образом, остается один вариант ответа – общество выступает в качестве творца культуры. Он и есть искомый правильный вариант. Культура по своей сути и есть то, что сотворено человеком.