Рационализм предполагает первичность разума по отношению
Рационализм Рене Декарта
Деизм
Механистическая научная картина мира
Основные идеи философии Р.Декарта
Рене Декарт
1596-1650.
Французский философ, математик, физик и физиолог, основоположник рационализма Нового времени.
Основные произведения:
«Рассуждения о методе» и «Начала философии».
Самое знаменитое высказывание:
«Мыслю, следовательно, существую».
В основании философии – разум, мышление. Метод Декарта – это дедукция, движение от общего к частному. Познание осуществляется не чувствами, а умом. Материя и сознание – равноправные и взаимосвязан-ные начала.Человек – единственное существо, состоящее из двух начал – материального и духовного.
· Мир создан Богом и подчиняется законам механики
· Бог не вмешивается в закономерное течение событий.
Философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую»
· обосновал ведущую роль разума в познании (рационализм);
· выдвинул учение о субстанции;
· стал автором теории дуализма;
· выдвинул теорию о научном методе познания;
· сформулировал концепцию о "врожденных идеях".
к бытию и познанию :
· в мире существует много вещей и явлений, которые непонятны человеку (Например: есть ли Бог? конечна ли Вселенная? и т. д.);
· зато абсолютно в любом явлении, любой вещи можно усомниться (существует ли окружающий мир? светит ли Солнце? бессмертна ли душа? и т. д.);
следовательно, сомнение реально существует, этот факт очевиден и не нуждается в доказательствах;
· сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь, - мыслит;
· мыслить может реально существующий человек;
· следовательно, мышление является основой как бытия, так и познания;
· поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
Учение о субстанции
· субстанция — это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя;
· такой субстанцией может быть только Бог, который создал мир состоящий из субстанций;
· единичные вещи обладают главным качеством субстанции — не нуждаются в своем существовании ни в чем, кроме самих себя. Причем сотворенные субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции — Богу они производны, вторичны и зависят от него.
· Все сотворенные субстанции Декарт делит на:
материальные (вещи, обладающие протяженностью);
модусы( другие свойства: форма, движение и др.); духовные (идеи);
· Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций — материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей) и это позволило ему возвыситься над природой.
Дуализм Декарта
· человек совмещает в себе две субстанции, следовательно, двойственен.
· с точки зрения дуализма Декартом решается и "основной вопрос философии": спор о том, что первично — материя или сознание, бессмыслен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен (соединяет в себе две субстанции — материальную и духовную), то ни материя, ни сознание не могут быть первичны — они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.