Индукция - главный метод познания

Эмпиризм Френсиса Бэкона

Препятствия на пути познания.

Основные идеи Ф.Бэкона.

Философы Нового времени.

Основные черты философии Нового времени

Зарождение капиталистических отношений

Хронологические рамки Нового времени

Эпоха Нового времени

· XVII – XIX вв.

· XVII век

· Эмпиризм – опора на опыт

· Рационализм – опора на разум

· Высокая роль науки – наука как способ улучшения жизни человека и общества

· Социальный оптимизм – вера в устройство общества на разумных началах

 

Английский философ Фрэнсис Бэкон

1561-1626 , основоположник эмпиризма Нового времени.

Основные произведения:

«Новый Органон» и

«Новая Атлантида».

Лозунг философа:
«Знание – сила».

Научное знание способно принести человечеству огромную пользу, значительно улучшив его жизнь. Индукция

(метод обобщения от частного к общему) – главный способ получения новых знаний. Наука получает знания на основе опыта и экспериментов. Помимо опыта в науке важен и разум.

Статуя Бэкона в часовне Тринити-колледжа.

Препятствиями на пути познания могут быть 4 типа заблуждений, которые Бэкон называет «идолами».

· Идолы рода –заблуждения всего человечества, наделение явлений природы человеческими чертами

· Идолы рынка – употребление слов, имеющих неопределённый смысл. Наука должна мыслить строгими терминами

· Идолы пещеры – индивидуальные заблуждения, основанные на личных предпочтениях , чувствах, способах понимания мира

· Идолы театра - слепая вера в авторитеты и догмы

 

философское кредо: “Знание - сила”

Основные положения:

· в основе познания лежит исключительно опыт;

· чем больше опыта (как теоретического, так и практического) накопило человечество (и отдельный человек), тем ближе оно к истинному знанию;

· истинное знание не может быть самоцелью;

· главные задачи знания и опыта – помочь человеку добиться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой.

 

 

· Под индукцией понимается обобщение многих частных явлений и получение на основе обобщения выводов (например, если многие отдельные металлы плавятся, то, значит, все металлы обладают свойством плавления);

· недостаток индукции – ее недостоверность, вероятностный характер(так как если несколько вещей или явлений обладают общими признаками, это вовсе не значит, что данными признаками обладают все вещи или явления из данного их класса; в каждом отдельном случае возникает необходимость в экспериментальной проверке, подтверждение индукции).

путь преодоления главного недостатка индукции - в накоплении человечеством как можно большего опыта во всех областях знаний.

 

Пути познавательной деятельности:

· “Путь паука”

получение знаний рационалистическим путем. Данный путь игнорирует либо значительно принижает роль конкретных фактов, практического опыта. Рационалисты оторваны от реальной действительности, догматичны и, по Бэкону, “ткут паутину мыслей из своего ума”.

· “Путь муравья”

такой способ получения знаний, когда во внимание принимается исключительно опыт. “Чистые эмпирики” концентрируют внимание на практическом опыте, сборе разрозненных фактов, доказательств. Таким образом, они получают внешнюю картину знаний, видят проблемы “снаружи”, “со стороны”, но не могут понять внутреннюю сущность изучаемых вещей и явлений, увидеть проблемы изнутри.

· “Путь пчелы”,

по Бэкону, - идеальный способ познания. Следуя по “пути пчелы”, необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их (взглянуть на проблему “снаружи”) и, используя возможности разума, заглянуть “вовнутрь” проблемы, понять ее сущность. Таким образом, лучшим путем познания, по Бэкону, является эмпиризм, основанный на индукции (сбор и обобщение фактов, накопление опыта) с использованием рационалистических приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.