Метод «снежного кома».

Этот метод студентами выбирается чаще всего.

По сути метод снежного кома - один из подходов к отбору из «редких совокупностей», то есть тех, которые редко встерчаются в социальной жизни.

 

Первоначально идентифицируется (находится и признается) небольшая группа (чаще: 3-5 человек, но чем больше, тем лучше) членов интересующей социолога совокупности. Далее эти люди позволяют найти идентичные им фигуры. Таким образом, первичная группа создает своего рода снежный ком, который обрастает людьми.

 

Например, участники событий 11 сентября 2001 в США представляют для социологов большой интерес. Но они нигде не обозначены, не прописаны.

 

Исследование Лазарсфельда. Он изучал влиятельных людей и неформальные связи. Трудность заключается в том, что не всегда те, кто на виду, являются влиятельными. Списков, естественно, никаких нет. Исследователи применили метод «снежного кома»ю Отбор был многоступенчатым и сложным.

Этот метод часто используются в качественных выборках и качественных исследованиях.

 

К выборкам, не основанным на случайном отборе, относится и квотная выборка. Ее идея проста: изучаемая совокупность разбивается на такие социально-демогарфические группы, которые для исследователя важны в смысловом контексте. Обычно критериями разбивки становятся: пол, возраст, профессия, место жительство, конфессия. По сути вся совокупность опрошенных формируется пропорционально этим параметрам, полученным по генеральной совокупности. Как правило, квотные выборки делаются на меньших параметрах, а это плохо, т. к. соответствие между выборочной и генеральной совокупности становится размытым, следовательно, и результаты исследования тоже.

Теперь в ряде случаев данные можно найти в архиве «Софист».

Основываясь на уже известных пропроциях этиг групп в генеральной совокупности, социолог составляет полевые задания для интервьюеров, указывая, сколько женщин, мужчин, лиц с определенным образованием и т. д. нужно опросить.

Например, опросить 10 женщин старше 50 и 3-х 18-летних девушек.

В результате должны получиться выборка, представляющая все заданные пропорции групп в генеральной совокупности. То есть выборочная и генеральная совокупность должны соответствовать друг другу.

 

Такой способ создания выборки требует вложений (контроль, коррекция и т.п), потому что не сразу генеральная и выборочная совокупность соответствуют друг другу.

 

Основная проблема квотного отбора заключается в том, что он носит неслучайный характер и осуществляется лично интервьюером. Интервьюер выбирает ерспондента по собственному усмотрению, то есть как ему удобно, кого он застал на месте, кто согласился отвечать. Предпочтения интервьюера при выборе респондентов неизбежно ведет к систематическим смещениям в процессе отбора, причем, не существует никаких методов для оценки величины возникающей систематической ошибки. Кроме того, в квотной выборке трудно оценить количество отказов от ответов. По указанным причинам квотные выборки используются далеко не всегда, несмотря на свою относительную дешевизну.

 

Оценивая полезность и применимость всех «неслучайных» методов отбора, следует сказать, что в определенных обстоятельствах никакой другой альтернативы просто не существует.

Существует этическая сторона этого вопроса. Если нет другого выбора, можно применить что угодно, но мы обязаны это описать.

В ситуации нехватки денег, персонала и времени либо первичной информации о генеральной совокупности социологи использовали выборки доступных случаев и метод «снежного кома». При этом профессиональный долг социолога заклчюается в том, чтобы оценить, пусть даже приблизительно, величину и источники возникающей выборочной ошибки. Безусловно, целесообразно использовать целевые выборки в пилотажных исследованиях и экспериментах. Однако всегда следует помнить о том, что возможность обобщения любых оценок, полученных на целевой выборке, для генеральной совокупности в целом чаще всего оказывается сомнительной.