Формулирование, уточнение и интерпретация понятий.
При составлении научной программы исследования используется единый понятийный аппарат или система понятий
Социолог работает с понятиями, являющимися элементами теоретических систем (систем знаний) и обладающими определенным содержанием (значением). Понятия встроены в определенную теоретическую конструкцию. Если исследователь вводит новое понятие, он обязан показать, как его сформировал (каковы правила вывода) и каково его содержание. Мангейм Ильич трактует понятие как слово, которое обозначает некоторое представление.
На начальном этапе исследования социолог работает с абстрактными понятиями: социализация, власть, культура.
Теоретические понятия измерить невозможно. Переход от абстрактных понятий к измеряемым – это механизм интерпретации понятия. Поиск эмпирических референтов данного понятия – эмпирическая интерпретация понятия.
Работа с теоретическими терминами начинается с выбора ключевых терминов (тех, кот составляют основу теоретич конструкции исследования).
Типы определений:
ñ Описательное (через перечисление некоторых признаков объекта (часто внешних)): общество – совокупность различных групп
ñ Вербальное (выяснение значений одних слов и терминов через другие)
ñ Эмпирическое или операциональное определение – описание используемого в исследовании понятия с помощью перечисления его эмпирических значений и признаков, а также совокупности процедур для фиксации этих признаков.
ñ Концептуальное. В нем используются термины, не соотнесенные непосредственно с идентификацией наблюдаемых событий. Это чисто теоретические термины типа «богатство» или «социализация». Всегда относятся очень четко и прямо к определенной теории или концепции. Как правило, эта связь авторская.
ñ Конвенциональное (от конвенция — соглашение) — по соглашению. Конвенционализм — постулат философии и методологии науки, согласно которому в основе научных теорий лежат произвольные соглашения (определения, конфенции между учеными), выбор которых регулируется соображениями удобства, целесообразности, принципам «экономии мышления».
Пример: допустим мы хотим изучить здоровье. Здоровье для нас является теоретическим понятием, изучить здоровье с помощью теоретического понятия не возможно. Нужно найти показатели, которые можно измерить.
Шкала
Признаки: Отличное Среднее Слабое Плохое
Назначим, что человек с отличным здоровьем имеет легкий заболевания 1-2 раза в год
Среднее здоровье болеет 3-4 раза в год неопасными несильными заболеваниями (ОРЗ)
Слабое здоровье, если болеет чаще или сильнее
Плохое здоровье – хронические больные или инвалиды
Опрашиваем респондентов и классифицирует их согласно нашей шкале. От понятия здоровья неизмеряемого, мы перешли к измеряемому.
Логический квадрат
Рисуем таблицу(двухмерную матрицу)
Психическое/соматическое | хорошее | среднее | плохое |
хорошее | |||
среднее | |||
плохое |
Последовательность действий при уточнении или интерпретации понятий.
1. Знакомство с литературой, где вы будете искать понятие, которое вас интересует. Как правило, начинают со справочников и специальных словарей (российская социологическая энциклопедия)
2. Поиск публикаций по интересующей теме (Архивы соц. исследований содержат не только результаты, но и методики)
Проблема: Выяснение вероятности появления эпидемий
1. Загрязненность окружающей среды