Две разновидности заданий-задач: что общего? Каковы различия?

Рассмотрим разновидности заданий-задач единого экзамена.

Задание 1. Одна из развивающихся стран ввозила из индустриальных держав на свою территорию для захоронения радиоактивные отходы, которые сбрасывали в контейнерах в океан. Независимые эксперты установили, что такой способ захоронения вскоре приведет к радиоактивному загрязнению значительной части Мирового океана. В рамках каких из глобальных проблем современности можно рассматривать эти события? Аргументируйте свой ответ.

Задание 2. В известной сказке А.С. Пушкина героиня произносит следующую фразу: «Не хочу быть черной крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой». Она хотела изменить
1) социальное происхождение
2) семейное положение
3) социальный статус
4) профессию.
Комментарий. Задачи, независимо от своего вида, имеют следующую структуру: относительно развернутое условие и проблемный вопрос или требование, на который предстоит искать ответ или решение.
Очевидно, что задания, подобные примеру 1, требуют полного (развернутого) ответа. Это задачи высокого уровня сложности: они основаны на применении усвоенных знаний в новой ситуации в контексте определенной проблемы. Такие задачи входят в часть 3 (С) экзаменационной работы. Необходимо самостоятельно найти решение и привести убедительные аргументы его правильности; именно доказательство является определяющей особенностью решения задачи.
Задание, приведенное во втором примере, направлено на выбор одной из четырех предложенных позиций. Это задачи базового уровня, они входят в часть 1 (А) экзаменационной работы.
Некоторые задания-задачи требуют формулировать собственную позицию (мнение, отношение, точку зрения) по предложенному вопросу. Может ли несовпадение позиции выпускника с точкой зрения эксперта, проверяющего ответ, повлиять на оценку ответа? Нет, потому что при проверке выполнения подобных задач оцениваются не взгляды и убеждения выпускника, а убедительность приводимых им доказательств. Именно качество аргументации определяет оценку решения задачи. Формулируя свою собственную точку зрения или позицию, важно: правильно использовать в контексте ответа обществоведческие термины и понятия; аргументировать свои суждения, опираясь на факты общественной жизни и личный социальный опыт; раскрывать многообразие существующих взаимосвязей.