Запасы в логистике

Понятие материального запаса: материальные запасы это находящиеся на разных стадиях производства и обращения продукция производственно-технического назначения, изделия народного потребления и др.товары, ожидающие вступления в процесс личного и производственного потребления.

Основные виды затрат, связанных с созданием и содержанием запасов:

-замороженные финансовые средства

- расходы на содержание специально оборудованных помещений

- оплата труда специального персонала

- постоянный риск порчи, хранения

К основным видам потерь, связанных с отсутствием запасов относят:

- потеря от простоя производства

- потеря от отсутствия товаров на складе в момент предъявления спроса

- потери от закупки мелких партий товаров по более высоким ценам

Рациональное управление запасами позволяет обеспечить бесперебойность производсвтенного и торгового процесса при минимальных расходах на содержание запасов.

Необходимость создания материальных запасов

Основными мотивами, которыми руководствуются предприниматели, создавая материальные запасы:

- возможность колебания спроса. Спрос на товары подвержен колебаниям, которые не всегда можно предугадать

- сезонные колебания спроса некоторых видов товаров

- скидки на покупку крупной партии товаров, так же могут стать причиной создания запасов

- спекуляция. Цена на некоторые товары может возрастать, предприятие сумевшее предвидеть это рост, создает запас с целью получения прибыли за счет изменения рыночной цены.

- снижение издержек, связанных с размещением и доставкой заказов. Процесс оформления и доставки каждого нового заказа, сопровождается рядом издержек: издержки административного характера, связанные с поиском поставщиков, издержки на транспортировку заказа и .т.п.

- вероятность нарушения установленного графика поставок

- снижение издержек, связанных с производством единицы изделия

- вероятность равномерного осуществления операций по производству и распределению

- возможность немедленного обслуживания покупателей. Выполнить заказ покупателей можно следующими способами: произвести заказанный товар, закупить заказанный товар, выдать заказанный товар из имеющегося запаса

- сведение к min простоев производства из-за отсутствия запасных частей

- упрощение процесса управления производством. Создание запасов полуфабрикатов на различных стадиях производственного процесса внутри предприятия.

Логистическая организация процессов позволяет без повышения уровня запасов снизить издержки, связанные с производством единицы изделия, свести к min простои производства из-за отсутствия запасных частей, а также выполняет ряд других функций запасов.

Основные виды материальных запасов.

Материальные запасы

 

Производственные запасы Материальные запасы

       
   


Запасы текущие

Запасы страховые

Запасы сезонные

 

Запасы производственные – запасы, находящиеся на предприятиях всех отраслей сферы материального производства, предназначенные для производственного потребления. Цель создания – обеспечить бесперебойность производственного процесса.

Запасы товарные – запасы готовой продукции у предприятия- изготовителя, запасы на пути следования товара от поставщика потребителю (предприятия оптовой, мелкооптовой, розничной торговли)

Текущие запасы – основная часть производственных и товарных запасов. Обеспечивает непрерывность производственного процесса между очередными поставщиками. Величина текущих запасов постоянно меняется.

Страховые запасы – предназначены для непрерывного обеспечения производственного и торгового процесса в случае непредвиденных обстоятельств, например:

- отклонение в периодичности и величине партии поставок, предусмотренных договором

- в случае возможных задержек при доставке от поставщиков

- в случае непредвиденного возрастания спроса

Сезонные запасы – образовываются при сезонном характере производства, потребления и транспортировке

Следует выделить и другие материальные запасы:

-переходящие – это остатки ресурсов материальных средств на конец отчетного периода

- подготовительные запасы – часть запасов, требующих дополнительной подготовки при использовании в производстве и необходимостью подготовки товара к отпуску потребителю

- неликвидные запасы – длительно неиспользуемые производственные или товарные запасы (ухудшение качества в процессе хранения, моральный износ, неиспользованные запасы из-за прекращения выпуска продукции и .т.п.)

- запасы в пути- запасы, находящиеся на момент учета в процессе транспортировки.

Определение размера заказа

Оптимальный размер партии поставляемых заказов и соответственно оптимальная частота завоза зависит от следующих факторов:

- объем спроса ( оборота)

- расходы транспортно-заготовительные

- расходы на хранение запасов

Транспортно-заготовительные расходы при увеличении заказа уменьшаются, т.к. как закупки и перевозки товаров осуществляются более крупными партиями и реже.

Рисунок графика зависимости

расходы

на транспортировку

 
 

 


размер заказа

 

Расходы по хранению прямо пропорционально размеру заказа.

Рисунок графика

 

расходы

на хранение

 
 

 

 


размер заказа

 

Сложив оба графика, получим кривую, отражающую характер зависимости суммы транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение, от размера заказываемых партий. Кривая суммарных издержек имеет точку min, в которой суммарные расходы будут min. Абсцисса этой точки Sопт дает значение оптимального размера заказа.

расходы

на хранение и

транспортировку

 
 

 

 


размер заказа

 

Sопт

Задача определения оптимального размера заказа на ряду с графическим методом может быть решена и аналитически, для этого необходимо минимизировать функцию, представляющую сумму транспортно-заготовительных расходов и расходов на хранение от размера заказа, т.е. определить условия, при которых

Собщ= Схран + Стран min, где (1)

Собщ – общие затраты на транспортировку и хранение запаса

Схран - затраты на хранение запаса

Стран - транспортно-заготовительные расходы

За определенный период времени величина оборота составляет Q ,размер одной заказываемой и поставляемой партии S , если новая партия завозится когда предыдущая полностью закончилась тогда средняя величина запаса составляет S/2

Введем размер тарифа М за хранение запасов.

Тариф М измеряется долей, которую составляют издержки по хранению за период Т в стоимости среднего запаса за этот период.

Теперь можно рассчитать, во что обойдется хранение товаров за период Т

Схран = М × S/2 (2)

Размер транспортно-заготовительных расходов за период Т определяется умножением количества заказов за этот период на величину расходов, связанных с размещением и доставкой одного заказа.

Стран = К × Q/S , где (3)

К- транспортно-заготовительные расходы, связанные с размещением и доставкой одного заказа.

Q/S – количество завозов за период времени.

 

Собщ= М× S/2 + К × Q/S min

min Собщ имеет в точке которой её первая производная по S = 0 , а вторая производная больше 0.

Найдем первую производную

Сl общ = (М/2 – К×Q/S)

Сl общ = М/2 – К×Q/S2

Найдем значение S образующую производную целевой функции в 0.

М/2– К×Q/S2 опт =0 , откуда

 
 


Sопт = √2×К ×Q/ М

 
 


Полученная формула, позволяющая рассчитать оптимальный размер заказа в теории управления запасами, известна как формула Уилсона.