Словообразовательный анализ
Образцы этимологического анализа
Порядок этимологического анализа
Этимологический анализ
О-живл-ениj-э
- сущ., измен. по числам, пад.
- при изменении выделяется окончание –э (оживлениjа, оживлениjу), матер. ВЖное, Z ср.р., ед.ч., Им./Вин. пад.
- основа оживлениj — компактная, членимая, производная
- корень живл- (живой, оживить, оживлять), корень может иметь алломорфы жив/ живл (в//вл), но это только с учетом СРЯ, т.к. этимологический корень жи-ть. Процессуальное Z.
- приставка о- (освещение, ознакомление), Z результативности действия
- суффикс –ениj- имеет Z опредмеченного действия по глаголу оживить (лечениjе, удивлениjе, горениjе).
Этимол. Аз ставит целью определить происхождение слова, его исторический морфемный состав (первоначальный), его прошлые S/Оые связи и объяснить причины изменений, кот. произошли в морфемном составе слова. Этот анализ выявляет историю слова.
Строгий этимологический анализ проводится с использованием словарей.
Установить:
- S собственно-русское или заимствованное
- Каким образом S ранее членилось, и какова была мотивация (почему оно так членилось)
- Сопоставить ист. морфемный состав с современным составом, выявить изменения и причины этих изменений.
Посетить (Краткий этимологич. словарь Шанского, Иванова)
- заимств. из старослав. яз.
- по-сет-и-ть ¬ с±тити ¬ с±ть (Z «гость»)
- в современном: посет-и-ть (посещ-ать, посетитель, посещение), — переразложение
Нерадивый (-//-)
- собств.-русское
- не-рад-ив-ый¬ радивый (в Z «старательный, усердный») ¬ рада («работа, старание, усердие»)
- нерадив-ый (нерадивость) — опрощение в результате утраты мотивирующих основ
предполагает установление мотивирующей основы и словообразовательного форманта, т.е. устанавливаем, от чего и с пом. чего образовано данное слово. Если морфемный способ образования, то нужно выявить только ту морфему, кот. участвует в образовании данного слова.
Аз состоит всегда из двух частей: анализируемое слово и слово, в котором мы выделяем мотивирующую основу.
Правила S/Оого Аза
- Словообразовательному анализу м.б. подвергнуто только производное слово.
- Слово анализируется только в исходной форме (проверить, не дано ли слово в какой-либо форме. Например, сильнее — прил. в f ср. степ.; нач. f — сильный. Эту начальную форму и надо анализировать)
- Д.б. правильное соотношение с мотивирующей основой
Сложные случаи:
методика ® методист (ч-к, кот. занимается методикой)
эстонец ® эстонка
Иногда мотивации могут быть множественными:
ватник ¬ вата
ватник ¬ ватный
полковник ¬ полк (человек, который командует полком)
полковник ¬ полковой (полковой командир)
Порядок S/Оого Аза
1. Определить часть речи. Поставить слово в начальную форму (далее анализируется начальная форма).
2. Определить, производное или непроизводное слово. (Если основа непроизводная, сделать вывод о том, что словообразовательном анализу не подлежит).
3. Если производное, найти мотивирующую основу.
4. Выделить словообразовательные аффиксы (при морфемном словообразовании), либо назвать неморфемный способ образования.
5. Изобразить графически мотивирующую основу и способ образования. Здесь же указать изменения в составе производной основы (чередования звуков, усечение основы, наложение (аппликация) морфем и т.д.).
Образцы S/Оого Аза