Словообразовательный анализ

Образцы этимологического анализа

Порядок этимологического анализа

Этимологический анализ

О-живл-ениj-э

  • сущ., измен. по числам, пад.
  • при изменении выделяется окончание –э (оживлениjа, оживлениjу), матер. ВЖное, Z ср.р., ед.ч., Им./Вин. пад.
  • основа оживлениj — компактная, членимая, производная
  • корень живл- (живой, оживить, оживлять), корень может иметь алломорфы жив/ живл (в//вл), но это только с учетом СРЯ, т.к. этимологический корень жи-ть. Процессуальное Z.
  • приставка о- (освещение, ознакомление), Z результативности действия
  • суффикс –ениj- имеет Z опредмеченного действия по глаголу оживить (лечениjе, удивлениjе, горениjе).

 

Этимол. Аз ставит целью определить происхождение слова, его исторический морфемный состав (первоначальный), его прошлые S/Оые связи и объяснить причины изменений, кот. произошли в морфемном составе слова. Этот анализ выявляет историю слова.

Строгий этимологический анализ проводится с использованием словарей.

 

Установить:

  1. S собственно-русское или заимствованное
  2. Каким образом S ранее членилось, и какова была мотивация (почему оно так членилось)
  3. Сопоставить ист. морфемный состав с современным составом, выявить изменения и причины этих изменений.

 

 

Посетить (Краткий этимологич. словарь Шанского, Иванова)

  1. заимств. из старослав. яз.
  2. по-сет-и-ть ¬ с±тити ¬ с±ть (Z «гость»)
  3. в современном: посет-и-ть (посещ-ать, посетитель, посещение), — переразложение

 

Нерадивый (-//-)

  1. собств.-русское
  2. не-рад-ив-ый¬ радивый (в Z «старательный, усердный») ¬ рада («работа, старание, усердие»)
  3. нерадив-ый (нерадивость) — опрощение в результате утраты мотивирующих основ

 

 

предполагает установление мотивирующей основы и словообразовательного форманта, т.е. устанавливаем, от чего и с пом. чего образовано данное слово. Если морфемный способ образования, то нужно выявить только ту морфему, кот. участвует в образовании данного слова.

Аз состоит всегда из двух частей: анализируемое слово и слово, в котором мы выделяем мотивирующую основу.

 

Правила S/Оого Аза

  1. Словообразовательному анализу м.б. подвергнуто только производное слово.
  2. Слово анализируется только в исходной форме (проверить, не дано ли слово в какой-либо форме. Например, сильнее — прил. в f ср. степ.; нач. f — сильный. Эту начальную форму и надо анализировать)
  3. Д.б. правильное соотношение с мотивирующей основой

Сложные случаи:

методика ® методист (ч-к, кот. занимается методикой)

эстонец ® эстонка

 

Иногда мотивации могут быть множественными:

 

ватник ¬ вата

ватник ¬ ватный

полковник ¬ полк (человек, который командует полком)

полковник ¬ полковой (полковой командир)

 

Порядок S/Оого Аза

1. Определить часть речи. Поставить слово в начальную форму (далее анализируется начальная форма).

2. Определить, производное или непроизводное слово. (Если основа непроизводная, сделать вывод о том, что словообразовательном анализу не подлежит).

3. Если производное, найти мотивирующую основу.

4. Выделить словообразовательные аффиксы (при морфемном словообразовании), либо назвать неморфемный способ образования.

5. Изобразить графически мотивирующую основу и способ образования. Здесь же указать изменения в составе производной основы (чередования звуков, усечение основы, наложение (аппликация) морфем и т.д.).

 

Образцы S/Оого Аза