Словообразование

Декорреляция

Усложнение

процесс, противоположный опрощению: ранее нечленимая основа стала членимой (основа усложняется). Усложнение происходит по двум причинам:

  1. По аналогии

 

Историч.   Соврем.
Zonndek из голландского языка, под влиянием существительных с суф. –ик (столик) зонт-ик
 
flaszka из польского языка, слово было с нечленимой основой, по аналогии со словами типа «дорожка, тележка» фляж-к-а (ср. фляга)

 

  1. Появление родственных слов у заимствованных слов

 

Историч.   Соврем.
трагедиj-а заимствовано в 16 в., не имело однокоренных слов. Современные однокоренные слова: траг-ик, траг-ич-н-ый траг-едиj-а
 
гравюр-а из фр. яз. Современные однокоренные слова: грав-ёр, грав-ирова-ть, грав-иров-щик грав-юр-а

 

Это приводит к появлению связанных корней.

Но некоторые заимствованные слова не получают родственных слов, поэтому суффиксы не выделяются.

Сравни: сержант

лейтенант

Но: оккуп-ант (оккуп-ирова-ть, оккуп-ациjя)

ассист-ент (ассист-ирова-ть)

Но: доцент

 

не затрагивает морфемного состава основы, но меняет соотношение между производной и производящей основами.

 

Современ. Историч.
ловец (тот, кто ловит) ¬ ловить (усечение мотивирующей основы) ловец ¬ ловъ(сущ.)
 
резьба ¬ резать резьба ¬ резь(сущ.)
 
заморозки ¬ заморозить заморозки ¬ заморозы

 

Т.О. в ДРЯ была большая роль именных основ.


 

1. Основные понятия S/Оия

2. Ступенчатый характер русского S/Оия

3. Мотивирующая основа и S/Оый формант

4. Основные способы русского S/Оия

 

 

1. Основные понятия S/Оия

S/Оие как раздел науки о языке дает описание S/Оой системы РЯ с синхронной т.з. (с т.з. современного состояния). В S/Оии рассматривается структура уже имеющихся SS и способы, которыми образуются новые слова.

Со S/Оой т.з. слова делятся на производные и непроизводные. Из двух семантически соотносимых друг с другом SS с общим корнем одно является более простым, а другое более сложным, вторичным.

 

вода ® водяной (Z «живущий в воде» или «имеющий отношение к воде»)

 

 


Между этими словами отношения мотивации, или производности.

 

Новое слово всегда сложнее. Эти отношения — отношения S/Оой производности (или выводимости, или мотивации). Отношения мотивации обнаруживаются только в парах слов.

 

Словообразовательная мотивация — это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых:

§ либо определяется через значение другого (домдомик «маленький дом», победитьпобедитель «тот, кто победил»),

§ либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи:

Например: бежатьбег — эта пара слов имеет одинаковое Z «двигаться быстро, резко отталкиваясь от земли ногами». Поэтому в «Толковом словаре Ожегова-Шведовой» не приводится лексическое Z слова бег, а дается отсылка к слову бежать. Однако эти слова имеют разное грамматическое Z, т.к. принадлежат к разным ЧР: слово бежать — глагол — имеет грамматическое Z действия, процесса, а слово бег — сущ. — имеет Z предмета. Такое наиболее общее грамматическое Z, свойственное всем словам одной ЧР, называют категориальным Zем.

белый (категориальное Z признака) — белизна (категориальное Z предмета)

быстрый (категориальное Z признака) — быстро (категориальное Z признака качества)

 

Одно из слов, связанных отношениями мотивации, является мотивирующим, а другое — мотивированным или производным.

Приемы установления мотивации:

 

1. Если ZZ слов разные, то производным является формально более сложное: горохгорошина, бежатьвыбежать.

 

2. Если ZZ слов разные, но формально они одинаково сложные, то производным будет являться слово с большей семантической сложностью, т.е. то слово, Z которого определяется через другое слово: физика→ физик «тот, кто занимается физикой», художникхудожница «женщина-художник».

 

3. Если слова имеют одинаковые Z, кроме значения части речи, производным будет слово с противоречием между значением корня и Z части речи: коситькосьба, дутьдутьjё, выходитьвыходØ, атаковатьатакØа; красныйкраснота, синийсинь.

 

4. Если слова различаются по стилистической окраске, то производным будет стилистически отмеченное слово: Табурет → табуретка и т.д.

 

 

Отношения выводимости существуют всегда только между 2 словами, но производных слов м.б. несколько.

 

вода ® водяной ® водянистый ® водянистость

           
     

 


это отношения мотивации между парами слов

 

А последовательное соединение производных SS образует S/Оую цепочку (по принципу последовательного подчинения, при этом КАЖДОЕ НОВОЕ СЛОВО ОБРАЗУЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ ПОМОЩИ ОДНОЙ МОРФЕМЫ).

 

2. Ступенчатый характер русского S/Оия

Т.о. родственные слова м. О-овывать несколько цепочек, а совокупность словообразовательных цепочек составляет S/Оое гнездо родственных слов. Это гнездо иначе называют S/Оой парадигмой.

S/Оое гнездо состоит из нескольких цепочек, в каждой цепочке идет последовательное подчинение, которое А.Н. Тихонов определил как ступенчатый характер русского S/Оия.

 

  дом ® домик
домишко
домовой
домашний ®

Каждое из этих производных слов составляет пару со словом дом, но между собой SS первой ступени немотивированы.

 

S/Оовательных ступеней м.б. несколько. При S/Оом анализе необходимо учитывать ступень (напр. водянистость находится на 3 ступени). Некоторые слова м.б. на 6 ступени.

 

клей ® | клéить ® | приклéить ® | приклеивать ® | приклеиваться (4 ступень)

 

3. Мотивирующая основа и S/Оый формант

Каждая производная основа разделяется на мотивирующую основу и S/Оый формант.

Мотивир. основа — это такая основа, кот. используется для Оия нового слова. Из мотивирующей основы мы выводим Z другого слова. И эта мотивирующая основа всегда рассматривается в паре SS.

Мотивир. основа м.б. производной и непроизводной.

 

В качестве мотивир. основы м. выступать:

· основа слова

· все слово (при образовании с помощью приставки, постфикса):

построить ¬ строить

учиться¬ учить

 

· словосочетание или сочетание слов

вуз ¬ высшее учебное заведение

лесостепь ¬ лес и степь

сухофрукты ¬ сухие фрукты

 

Словообразовательный формант — это формальные показатели, которые образуют новое S.

Разновидности формантов:

· аффиксы:

перестроить

лесной

сокурсник

 

· порядок следования частей и особое ударение

нижеследующий

Глубóкоуважаемый (если глубокó, то это наречие)

 

В S/Оии существуют понятия S/Оого Z и S/Оого типа.

S/Оое Z — это Z, которое ВЖ с пом. S/Оого форманта. Это Z свойственно одноструктурным словам:

 

суф. –тель — общее S/Оое Z лица (читатель, писатель, учитель)

м. иметь S/Оое Z предметности (растворитель, усилитель)

 

S/Оый тип имеет следующие признаки:

· SS, относящиеся к одному типу, мотивируются основами слов одной ЧР (сущ., прил., глаг.)

· имеют одинаковый S/Оый формант

· имеют одинаковое S/Оое Z.

 

Тип — глаголы со Z становления

синеть, белеть, чернеть — образованы от основ прилаг. с пом. суф. –е, суф.-е- имеет Z становления признака.

 

Тип — глаголы с суф. –ну

чихнуть, сверкнуть, свернуть — образованы от глаголов при пом. –ну- со Z однократного действия.

 

4. Основные способы русского S/Оия

Способ S/Оия — это более крупная единица системы S/Оия, чем S/Оый тип. В способе S/Оия объединяется несколько S/Оых типов, где используется одинаковый вид формантов. В зависимости от того, какой формант используется, различают морфемный и неморфемный способы.