Словообразование
Декорреляция
Усложнение
процесс, противоположный опрощению: ранее нечленимая основа стала членимой (основа усложняется). Усложнение происходит по двум причинам:
- По аналогии
Историч. | Соврем. | |
Zonndek | из голландского языка, под влиянием существительных с суф. –ик (столик) | зонт-ик |
flaszka | из польского языка, слово было с нечленимой основой, по аналогии со словами типа «дорожка, тележка» | фляж-к-а (ср. фляга) |
- Появление родственных слов у заимствованных слов
Историч. | Соврем. | |
трагедиj-а | заимствовано в 16 в., не имело однокоренных слов. Современные однокоренные слова: траг-ик, траг-ич-н-ый | траг-едиj-а |
гравюр-а | из фр. яз. Современные однокоренные слова: грав-ёр, грав-ирова-ть, грав-иров-щик | грав-юр-а |
Это приводит к появлению связанных корней.
Но некоторые заимствованные слова не получают родственных слов, поэтому суффиксы не выделяются.
Сравни: сержант
лейтенант
Но: оккуп-ант (оккуп-ирова-ть, оккуп-ациjя)
ассист-ент (ассист-ирова-ть)
Но: доцент
не затрагивает морфемного состава основы, но меняет соотношение между производной и производящей основами.
Современ. | Историч. |
ловец (тот, кто ловит) ¬ лов | ловец ¬ ловъ(сущ.) |
резьба ¬ рез | резьба ¬ резь(сущ.) |
заморозки ¬ замороз | заморозки ¬ заморозы |
Т.О. в ДРЯ была большая роль именных основ.
1. Основные понятия S/Оия
2. Ступенчатый характер русского S/Оия
3. Мотивирующая основа и S/Оый формант
4. Основные способы русского S/Оия
1. Основные понятия S/Оия
S/Оие как раздел науки о языке дает описание S/Оой системы РЯ с синхронной т.з. (с т.з. современного состояния). В S/Оии рассматривается структура уже имеющихся SS и способы, которыми образуются новые слова.
Со S/Оой т.з. слова делятся на производные и непроизводные. Из двух семантически соотносимых друг с другом SS с общим корнем одно является более простым, а другое более сложным, вторичным.
вода ® водяной (Z «живущий в воде» или «имеющий отношение к воде»)
Между этими словами отношения мотивации, или производности.
Новое слово всегда сложнее. Эти отношения — отношения S/Оой производности (или выводимости, или мотивации). Отношения мотивации обнаруживаются только в парах слов.
Словообразовательная мотивация — это отношение между двумя однокоренными словами, значение одного из которых:
§ либо определяется через значение другого (дом — домик «маленький дом», победить — победитель «тот, кто победил»),
§ либо тождественно значению другого во всех своих компонентах, кроме грамматического значения части речи:
Например: бежать — бег — эта пара слов имеет одинаковое Z «двигаться быстро, резко отталкиваясь от земли ногами». Поэтому в «Толковом словаре Ожегова-Шведовой» не приводится лексическое Z слова бег, а дается отсылка к слову бежать. Однако эти слова имеют разное грамматическое Z, т.к. принадлежат к разным ЧР: слово бежать — глагол — имеет грамматическое Z действия, процесса, а слово бег — сущ. — имеет Z предмета. Такое наиболее общее грамматическое Z, свойственное всем словам одной ЧР, называют категориальным Zем.
белый (категориальное Z признака) — белизна (категориальное Z предмета)
быстрый (категориальное Z признака) — быстро (категориальное Z признака качества)
Одно из слов, связанных отношениями мотивации, является мотивирующим, а другое — мотивированным или производным.
Приемы установления мотивации:
1. Если ZZ слов разные, то производным является формально более сложное: горох → горошина, бежать → выбежать.
2. Если ZZ слов разные, но формально они одинаково сложные, то производным будет являться слово с большей семантической сложностью, т.е. то слово, Z которого определяется через другое слово: физика→ физик «тот, кто занимается физикой», художник → художница «женщина-художник».
3. Если слова имеют одинаковые Z, кроме значения части речи, производным будет слово с противоречием между значением корня и Z части речи: косить → косьба, дуть → дутьjё, выходить → выходØ, атаковать → атакØа; красный → краснота, синий → синь.
4. Если слова различаются по стилистической окраске, то производным будет стилистически отмеченное слово: Табурет → табуретка и т.д.
Отношения выводимости существуют всегда только между 2 словами, но производных слов м.б. несколько.
вода ® водяной ® водянистый ® водянистость
это отношения мотивации между парами слов
А последовательное соединение производных SS образует S/Оую цепочку (по принципу последовательного подчинения, при этом КАЖДОЕ НОВОЕ СЛОВО ОБРАЗУЕТСЯ ТОЛЬКО ПРИ ПОМОЩИ ОДНОЙ МОРФЕМЫ).
2. Ступенчатый характер русского S/Оия
Т.о. родственные слова м. О-овывать несколько цепочек, а совокупность словообразовательных цепочек составляет S/Оое гнездо родственных слов. Это гнездо иначе называют S/Оой парадигмой.
S/Оое гнездо состоит из нескольких цепочек, в каждой цепочке идет последовательное подчинение, которое А.Н. Тихонов определил как ступенчатый характер русского S/Оия.
дом ® | домик |
домишко | |
домовой | |
домашний ® |
Каждое из этих производных слов составляет пару со словом дом, но между собой SS первой ступени немотивированы.
S/Оовательных ступеней м.б. несколько. При S/Оом анализе необходимо учитывать ступень (напр. водянистость находится на 3 ступени). Некоторые слова м.б. на 6 ступени.
клей ® | клéить ® | приклéить ® | приклеивать ® | приклеиваться (4 ступень)
3. Мотивирующая основа и S/Оый формант
Каждая производная основа разделяется на мотивирующую основу и S/Оый формант.
Мотивир. основа — это такая основа, кот. используется для Оия нового слова. Из мотивирующей основы мы выводим Z другого слова. И эта мотивирующая основа всегда рассматривается в паре SS.
Мотивир. основа м.б. производной и непроизводной.
В качестве мотивир. основы м. выступать:
· основа слова
· все слово (при образовании с помощью приставки, постфикса):
построить ¬ строить
учиться¬ учить
· словосочетание или сочетание слов
вуз ¬ высшее учебное заведение
лесостепь ¬ лес и степь
сухофрукты ¬ сухие фрукты
Словообразовательный формант — это формальные показатели, которые образуют новое S.
Разновидности формантов:
· аффиксы:
перестроить
лесной
сокурсник
· порядок следования частей и особое ударение
нижеследующий
Глубóкоуважаемый (если глубокó, то это наречие)
В S/Оии существуют понятия S/Оого Z и S/Оого типа.
S/Оое Z — это Z, которое ВЖ с пом. S/Оого форманта. Это Z свойственно одноструктурным словам:
суф. –тель — общее S/Оое Z лица (читатель, писатель, учитель)
м. иметь S/Оое Z предметности (растворитель, усилитель)
S/Оый тип имеет следующие признаки:
· SS, относящиеся к одному типу, мотивируются основами слов одной ЧР (сущ., прил., глаг.)
· имеют одинаковый S/Оый формант
· имеют одинаковое S/Оое Z.
Тип — глаголы со Z становления
синеть, белеть, чернеть — образованы от основ прилаг. с пом. суф. –е, суф.-е- имеет Z становления признака.
Тип — глаголы с суф. –ну
чихнуть, сверкнуть, свернуть — образованы от глаголов при пом. –ну- со Z однократного действия.
4. Основные способы русского S/Оия
Способ S/Оия — это более крупная единица системы S/Оия, чем S/Оый тип. В способе S/Оия объединяется несколько S/Оых типов, где используется одинаковый вид формантов. В зависимости от того, какой формант используется, различают морфемный и неморфемный способы.