Корневая морфема (корень)
Классификации морфем по их роли и месту в составе слова
По роли и месту в составе слова все морфемы делятся на корневые и аффиксальные. В корне сосредоточено основное вещественное значение, аффиксы присоединяются к корню и конкретизируют его значение. Лексическое значение слова образуется из совокупности значений корня и аффиксов. При помощи аффиксов образуются новые слова и формы слов.
Аффиксы (служебные морфемы) по отношению к корню распределяются на:
6. суффиксы
7. постфиксы
8. приставки
9. окончания
10. интерфиксы.
Это носитель основного вещественного значения, это общая часть родственных слов. Корень — обязательная часть любого слова. SS без корня не существует.
Николай Максимович Шанский раньше утверждал, что у слова вынуть корня нет. Как определить? По сопоставлению.
Шанский: вы-ну-ть
По сопоставлению с глаголами: вынуть / вы-ним-ать (в словообразовании есть процесс аппликации, когда одна морфема налагается на другую).
В говорах еще говорят: вынять, тогда я//им, следовательно был юс.
Следовательно, необходимо учитывать новое в науке.
Все родственные слова с общим корнем образуют гнезда однокоренных слов: лес, лесной, лесистый, лесочек, обезлесить и т.д.(это только часть гнезда).
Все слова в гнезде должны иметь одно значение корня.
Гнезда бывают разными по количеству входящих в них однокоренных слов.
чист до 60 SS
вод (Z движения, водить) более 100 слов
да (пере-да-ть) более 100 слов
Корень выражает только наиболее общее Z понятия. Для того, чтобы образовать новое лексическое значение, к корню присоединяются аффиксы:
лес ® лесок ® лесочек
Корни имеют несколько групп ZZ:
· корни с предметным Z (называют предмет, сущ.) — дом, лес, книг-а, рыб-а, соль, человек
· с признаковым Z — бел-ый, храбр-ый, тверд-ый, син-ий
· с процессуальным Z (чит-ать, ход-ить, лет-еть, нес-ти)
· с колич. Z (тр-и, дв-а, пять, ст-о)
· с местоименным Z (мой, ты/тебя — супплетивные корни)
Общее Z корня сохраняется во всех производных словах:
дом ® домашний (все равно предметное Z)
соль ® солить (все равно предметное Z)
ходить ® хождение
ходьба (Z процесса, движения)
Если надо установить, какое слово от какого произошло, необходимо учитывать семантику корня:
ходить ® ходØ (Z корня процессуальное, ОZ — исходный глагол)
Но в учебниках в этом вопросе полная неразбериха, поскольку не учитывается значение корня.
Корни могут видоизменяться, то есть иметь алломорфы (даже несколько у одного корня). Они возникают в результате исторических изменений:
книг-а/книж-ный г//ж
бросить / бросать / брошу / перебрасывать
с’ // с // ш о//а
жа-ть/жн-у/с-жин-ать (в Z «убирать хлеб»)
жа-ть/жм-у/с-жим-ают (в Z «сдавливать»)
песок (основа равна корню, т.к. в СРЯ — немотивировано) / песка (о//нуль звука) / песочный (к//ч) / песчаный (к//ч, о//нуль звука)
Важно не расчленять слово там, где с точки зрения современного русского языка слово не членится. Частая ошибка:
кормить/кормлю
любить/люблю (j палатализация в истории языка)
Корни могут быть свободными и связанными. Свободные корни выступают как самостоятельная лексическая единица (то есть основа слова равна его корню):
столØ песокØ
деньØ ночьØ
пятьØ вод-а
где такси
пони там
Связанные корни — это корни, которые всегда сопровождаются приставочными или суффиксальными аффиксами. Они выделяются при сопоставлении с родственными словами.
пт-ица пт-ах-а пт-ич-ийØ пт-енец
Это связанный корень в СРЯ, но в древнерусском языке было слово пота (=птица), и корень был свободным.
добавить, убавить, прибавить, прибавка
прийти, уйти, подойти, отойти
Почему происходит такое явление?
1. Исходное слово исчезает, но есть родственные (птица)
2. связано с заимствованием
оптимизмØ (сначала не членилось, заимствованное)
затем: оптим-ист, оптим-альный, оптим-ист (обросло однокоренными словами, и начало члениться)
космос (сначала)
затем: косм-ос, косм-онавт, косм-ический, косм-одром