Юридический позитивизм.

Права.

Которые существуют независимо от воли общества и государства и определяют сущность и смысл

Право - система естественных, неотъемлемых прав человека, личности в обществе и государстве,

Теория естественного права (юснатурализм).

Исходный тезис теории: форма жизни права - идея. Подлинное право - это совокупность вечных,

стабильных, неотчуждаемых от человека идей о правах и свободах личности, заданных самой природой

человека и человеческого общества. Право на жизнь, равенство, справедливость, свободу, счастье, мнение.

Источником этих идей, принципов, высших ценностей являются в разных вариациях этой концепции - Бог,

порядок вещей, здравый смысл, человеческая нравственность, высший разум, интуитивная справедливость,

свобода, способ существования гражданского общества, общественный договор.

Закон при этом есть нормы, исходящие от государства (позитивное право, которое противопоставляется

естественному, настоящему праву); они могут находится в соответствии с принципами естественного права

и тогда являться правовыми или не находиться в соответствии - тогда это неправовые законы, против

которых можно бороться и которые надо отменить во имя естественного права.

Основы теории естественного права заложены античными мыслителями - Сократ, Платон, Цицерон. Как

теория она оформляется в 17 - 18 веке, как идеологическое основание борьбы против феодального права,

закрепляющего юридическое неравенство людей. Гуго Гроций, Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтер, Спиноза,

Гоббс, Локк, А.Н. Радищев в России. Тесно связана с теорией общественного договора как идеей

возникновения и сущности государства; государство при этом понимается как организация, созданная для

охраны и закрепления естественного права в системе государственных законов.

В сущности своей теория естественного права выступила инструментом классовой борьбы нарождающейся

буржуазии против феодальных порядков, которые тормозили развитие общества, производственных

отношений, так как закрепляли личную зависимость, абсолютную юридическую власть монарха, произвол

власти - те общественные отношения, которые были уже устаревшими и не давали обществу двигаться

вперед. В то время теория выступила исторически прогрессивной, открыла новые возможности правового

регулирования, служила интересам освобождения личности. Недостатки теории:

1) Изучает право не так, как оно реально существует (нормы, действующие в обществе), а так, каким оно

должно быть (идеалы, оторванные от конкретно-исторического общества). Происходит подмена понятий

- под правом понимается не реальное право, а идея о праве, суждения о праве различных ученых.

2) Носит внеисторический и внетерриториальный характер - не рассматривает иные факторы, влияющие на

право помимо вечных идей - духовные и исторические особенности данного общества; политику,

классовую борьбу, климат, традиции, идеологию и религию; уровень материального развития общества

(может ли данное общество обеспечить тот или иной уровень естественных прав личности или на это

просто не хватит материальных ресурсов).

3) Субъективизм - отсутствует единое представление о системе естественных прав личности, которые

обусловили бы эффективную и реальную систему права. Каждый ученый и идеолог видит эти права по

своему, предлагает собственную систему идей, лежащих в основании права. Закономерности же,

действительно определяющие естественное право на каждом этапе развития общества и в каждом

конкретном обществе, в рамках этой теории не подвергаются изучению.

В рамках данной теории существует ряд направлений:

1. Различают теологическое (неотомистское) направление и светское. Согласно неотомистскому

направлению, источником идеи и системы естественного права является Бог, это развитое учение Фомы

Аквинского о божественном происхождении и сущности права и закона (Ж. Маритен, И. Месснер).

Светская доктрина естественного права исходит из различения права и закона; утверждает, что

подлинное право базируется на этических принципах, обусловленных самим порядком вещей,

справедливостью. Так, выражением сущности права является этический категорический императив

Канта: поступай так, чтобы максима твоего поведения могла служить всеобщим законом для всего

общества. Право при этом - совокупность условий, при которых произвол одного совместим с

произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы.

2. Различают классическое естественное право (юснатурализм) и обновленное естественное право

(неоюснатурализм). Для классического подхода идеи, лежащие в основе права (справедливость,

естественные права человека, этические принципы, справедливость и свобода) являются вечными,

существовали и будут существовать в неизменном виде всегда, пока существует человеческое общество,

не изменяясь в зависимости от специфики обществ и их исторического развития. Для обновленного

юснатурализма характерна идея естественного права с изменяющимся содержанием, которая учитывает

реальные процессы развития общества и соответственные процессы изменения содержания и объема

естественного права.

Исходный тезис - форма жизни права: норма. Подлинное право - это совокупность норм, исходящих от

государства, вне зависимости от того, каким является содержание этих норм. Право и закон - всегда

тождественные понятия. Юридический позитивизм отказывается вообще от поиска сущности права вне

самого права; праву придает правовое качество сам приказ государства, каким бы он ни был. Нет никаких

принципов, правил и идей, которым должно подчиняться реальное право. Реальное право - это приказ

государство; при этом само государство - это персонифицированный правопорядок.