IV. Органическая теория происхождения государства.

III. Теория насилия.

II. Патриархальная теория происхождения государства.

I. Теологическая теория происхождения государства.

ü От греческого theos - бог, logos - знание - учение о боге

ü основные представители: Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, Кост-Флоре

ü одно из самых древних учений, возникло одновременно с первыми государствами на основе религиозно-мифологических представлений их божественного происхождения

ü особенность: её представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти

ü обосновывает две основные идей:

§ идея, доказывающая божественное происхождение государственной власти: государство есть результат божественного промысла, это бытие бога на земле, града небесного на земле, власть монарха дана богом.

§ идея подчинения светской власти церкви

ü вопрос о научности данной теории связан с вопросом веры: для атеиста она является нелепой, антинаучной; для верующего - универсальной, практически неопровержимой, т.к. позволяет приспособить данную теорию к любой форме государства

ü возникает в античности

ü основатели: Платон, Аристотель

ü последователи: Г. Мэн, Э. Вестмарк, Д. Мэрдок, Н. К. Михайловский

ü возникновение государства есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом

ü назначение: показать, что власть монарха, какой бы суровой она ни была, является священной, так же как власть отца. отец может наказать ребенка, побить, но это отец и к нему надо относиться с сыновьим почтением. точно так же следует относится и к монарху

ü представители: Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг

ü теория внешнего насилия: формирование государства связано с завоеванием одного государства другим. Государство - машина для принуждения. Монарх - военный вождь.

ü теория внутреннего насилия: насилие одной части общества над другой

ü представители: английский социолог Г. Спенсер, швейцарский юрист И. Блюнчли, французский социолог Вормс

ü на основе сходства явлений органической и общественной жизни

ü биологизация общества, государства и права, перенесение законов развития животных на общественные явления

ü Герберт Спенсер: государство представляет собой общественный организм, состоящий из отдельных людей. Государство возникает одновременно с возникновением людей и также как и организм, растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть - средство для достижения людских целей.

ü теория не может быть признана научной: биологические законы необходимо учитывать при изучении общества, государства и права, но их нельзя абсолютизировать.

48. Теории происхождения государства: психологическая, договорная, ирригационная, расовая.

Вопрос о закономерностях образования государств, который един для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На этот счет существует множество теорий. Такой плюрализм обусловлен многими причинами:

  • мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разные объемы накопленных человечеством знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но многие идеи мыслителей прошлого не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени
  • объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы
  • мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались их применить к общественным наукам, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем часто не замечали влияние на развитие общества других факторов
  • на взгляды авторов очень большое влияние оказывали их философские и идеологические пристрастия

Некоторые из теорий: