IV. Органическая теория происхождения государства.
III. Теория насилия.
II. Патриархальная теория происхождения государства.
I. Теологическая теория происхождения государства.
ü От греческого theos - бог, logos - знание - учение о боге
ü основные представители: Фома Аквинский, Ж. Маритен, Ф. Лебюфф, Д. Эйве, Кост-Флоре
ü одно из самых древних учений, возникло одновременно с первыми государствами на основе религиозно-мифологических представлений их божественного происхождения
ü особенность: её представители никогда не ставили перед собой задачу обосновать процесс происхождения государства, основную задачу они видели в обосновании государственной власти
ü обосновывает две основные идей:
§ идея, доказывающая божественное происхождение государственной власти: государство есть результат божественного промысла, это бытие бога на земле, града небесного на земле, власть монарха дана богом.
§ идея подчинения светской власти церкви
ü вопрос о научности данной теории связан с вопросом веры: для атеиста она является нелепой, антинаучной; для верующего - универсальной, практически неопровержимой, т.к. позволяет приспособить данную теорию к любой форме государства
ü возникает в античности
ü основатели: Платон, Аристотель
ü последователи: Г. Мэн, Э. Вестмарк, Д. Мэрдок, Н. К. Михайловский
ü возникновение государства есть результат разрастания патриархальной семьи, глава которой становится монархом
ü назначение: показать, что власть монарха, какой бы суровой она ни была, является священной, так же как власть отца. отец может наказать ребенка, побить, но это отец и к нему надо относиться с сыновьим почтением. точно так же следует относится и к монарху
ü представители: Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг
ü теория внешнего насилия: формирование государства связано с завоеванием одного государства другим. Государство - машина для принуждения. Монарх - военный вождь.
ü теория внутреннего насилия: насилие одной части общества над другой
ü представители: английский социолог Г. Спенсер, швейцарский юрист И. Блюнчли, французский социолог Вормс
ü на основе сходства явлений органической и общественной жизни
ü биологизация общества, государства и права, перенесение законов развития животных на общественные явления
ü Герберт Спенсер: государство представляет собой общественный организм, состоящий из отдельных людей. Государство возникает одновременно с возникновением людей и также как и организм, растет, дифференцируется, специализируется, размножается и умирает. Государственная власть - средство для достижения людских целей.
ü теория не может быть признана научной: биологические законы необходимо учитывать при изучении общества, государства и права, но их нельзя абсолютизировать.
48. Теории происхождения государства: психологическая, договорная, ирригационная, расовая.
Вопрос о закономерностях образования государств, который един для всех времен и народов, не нужно смешивать с вопросом о причинах возникновения государств. На этот счет существует множество теорий. Такой плюрализм обусловлен многими причинами:
- мыслители, предлагавшие объяснение этому процессу, жили в разные исторические эпохи и использовали разные объемы накопленных человечеством знаний. Сегодня уровень знаний об обществе неизмеримо возрос, но многие идеи мыслителей прошлого не отвергнуты жизнью и справедливы до настоящего времени
- объясняя процесс возникновения государства, ученые чаще всего брали для иллюстрации своих идей регионы земли, в которых они проживали, игнорируя другие регионы
- мыслители, восхищенные достижениями других наук, пытались их применить к общественным наукам, и, в частности, основываясь на тех или иных достижениях, по-новому взглянуть на процесс происхождения государства. Причем часто не замечали влияние на развитие общества других факторов
- на взгляды авторов очень большое влияние оказывали их философские и идеологические пристрастия
Некоторые из теорий: